Инструктор по культТУРИЗМУ
Культурный туризм — сродни ресторанному бизнесу: здесь каждый клиент выбирает заведение с учетом личных вкусов и возможностей кошелька. А знаете, чем отличается менеджер по туризму от официанта? Он не только предлагает привередливому посетителю наименования «туристических блюд», но и сам принимает живейшее участие в их изготовлении. По признанию бывалых, самый пикантный момент профессии — в дегустации компонентов меню.
СДЕЛАЙ ТУРЫ БЕЗ ХАЛТУРЫ
В сферу туризма чаще всего идут работать те, кто не может жить без путешествий, открытий, новых знаний и встреч. И если первые трудности не испугают начинающего менеджера по туризму, он остается в этом бизнесе на много лет.
Должностные обязанности зависят от уровня и типа туристической компании. В одном случае турменеджер может продавать услуги фирмы по телефону, бронировать авиабилеты, гостиничные номера, получать визы и оформлять документы в посольстве. В другом — сопровождает туристические группы, решает все вопросы, связанные с пребыванием клиентов в чужой стране (доставка из аэропорта и обратно, расселение и питание, организация досуга и работа гида-переводчика). В крупных фирмах-туроператорах каждый менеджер, как правило, выполняет только один сегмент работы — например, бронирование билетов или продажу готовых маршрутов турагентствам. Более опытные турменеджеры могут заниматься разработкой новых маршрутов. Для этого необходимо не только хорошо ориентироваться в географии, истории и культуре разных стран и регионов, но и четко представлять цель тура. Последний может быть научным, образовательным (экскурсионным), экзотическим, спортивным, экстремальным, посвященным шопингу. Чтобы предлагать то или иное направление, необходимо знать потребности и возможности клиентов. Например, молодежь чаще ориентирована на активный отдых, некоторые чиновники предпочитают не покидать пределов страны (чтобы в любой момент быстро вернуться к работе), а те, кто по роду деятельности много общается, выбирают безлюдный морской пляж.
Успех туристической компании во многом зависит от того, насколько глубоко менеджер вникнет в прихоти клиентов. Поэтому «продавец путешествий» должен хорошо разбираться в психологии, уметь найти подход к каждому посетителю. Неудивительно, что работодатели предпочитают принимать на работу кандидатов с высшим психологическим, педагогическим или профильным образованием. Впрочем, его вполне может заменить опыт работы. Многие считают, что без знания иностранных языков на успех в сфере туризма рассчитывать не стоит. «Совсем необязательно, — комментирует Александра Лапина, менеджер по туризму туристической компании «Сизонс». — В штатах зарубежных организаций, с которыми мы сотрудничаем, почти всегда работают специалисты со знанием русского, а иногда и украинского языков. А среди владельцев иностранных туристических агентств и отелей часто встречаются наши бывшие соотечественники, которые, к счастью, прекрасно разбираются во вкусах и предпочтениях украинцев». Из личных качеств на туристическом рынке труда выше всего котируется энтузиазм, энергичность, фанатичная преданность делу.
М Н Е Н И Е К Л А С С И К А
«…Каждый человек, — писал Ремарк в романе «Жизнь взаймы», — живет при одной-единственной декорации, он свято верит, что только она существует на свете, не ведая, что декорациям несть числа. Но он живет на фоне своей декорации до тех пор, пока она не становится старой и потрепанной, а потом эта старая рваная тряпка покрывает его, подобно савану, и тогда человек снова обманывает себя, говоря, что наступила мудрая старость, и что он потерял иллюзии. В действительности же он так ничего и не понял». Работа в туристическом бизнесе — это, прежде всего, возможность понять мироустройство, исследуя его со всех сторон и под разными углами. Это работа для тех, в ком еще живет душа первооткрывателя и в чьей жизни всегда есть место приключениям и новым знаниям.
ТУРИСТСКИЙ ГАМБИТ
Сколь-нибудь значимых успехов без этих качеств достичь трудно, ведь в работе турменеджера все время приходится чем-нибудь жертвовать — свободным временем и личной жизнью, спокойными выходными и запланированным отпуском. В туризме нужно быть всег-да готовым к неожиданностям, производственным неувязкам и форс-мажорным обстоятельствам. «В работе с зарубежными партнерами это бывает нечасто, — комментирует Александра Лапина. — А вот в пределах Украины — сплошь и рядом. Например, забронируешь места в каком-нибудь ялтинском отеле, а местная администрация вежливо показывает клиентам на дверь: у нас, мол, делегация из госорганов, так что, извините, ваши места заняты. Представьте, что значит найти жилье в Ялте в разгар сезона! Вот и приходится днем и ночью вызванивать всех, кого можно, чтобы решить проблему. Конечно, есть менеджеры, которые предпочитают сильно не нагружаться, ссылаясь на нерабочее время. Но такие в турбизнесе долго не задерживаются — наша деятельность требует, прежде всего, высокой самоотдачи».
По сути, график работы менеджера ненормированный. А в отпуск он может уйти только в межсезонное затишье. «Но в трудные для фирмы времена, — говорит Марина Милиневская, директор одной из киевских туристических компаний, — лучших работников отпускать никуда не хочется. Да они и сами не уйдут. Чаще всего лидеры проводят свои «отпуска» в рекламных турах. Конечно, отдыхом это не назовешь, ведь за эти дни приходится проделать колоссальную работу, побывать во многих местах, усвоить немало информации. Зато три часа в день турменеджер может потратить на себя и общение с коллегами».
Итак, профессия «продавца путешествий» предполагает готовность к нагрузкам, жесточайший рабочий ритм, железные нер-вы, высокую ответственность и нестабильную зарплату, которая зависит от сезона.
К О М Е Н т А Р
Марина Милиневская, директор одной из киевских туристических компаний: Принимая на работу менеджера по туризму, я, прежде всего, обращаю внимание на его образование и стаж работы. С другой стороны, профессионализм специалиста во многом зависит от его человеческих качеств. Поэтому, если у него нет никаких заслуг, кроме порядочности и горячего желания работать, я возьму такого соискателя на испытательный срок на «неответственную» должность. Если менеджер настроен на работу в сфере туризма, радеет за репутацию фирмы и чутко относится к клиентам — он за пару месяцев войдет в курс дела и будет адекватным специалистом.
«…ВЫ НЕ БЫЛИ НА ТАИТИ?»
Почему же, несмотря на все это, турменеджеры так любят свою работу и, по их уверениям, не променяют ее ни на какую другую, даже с более высокой зарплатой? «Потому что составные элементы нашей профессии — общение с интереснейшими людьми, возможность путешествовать по всему миру за символическую плату, совершенствовать знание иностранных языков, — говорит
Оксана Голобородько, менеджер по туризму. — Это возможность постоянно вращаться в самых разных кругах и расширять свой кругозор».
Оплата труда менеджера по путешествиям зависит от стажа и деловой хватки самого работника. Например, новичок без опыта может рассчитывать на должность помощника менеджера со ставкой в 150 у. е. Более опытные специалисты получают 200-300 у. е. плюс 5-10% от стоимости проданных услуг. В целом, если позволяет сезон, могут зарабатывать свыше тысячи условных единиц.
Кроме того, менеджер может расти и по карьерной лестнице. Во многих туристических фирмах существуют отделы, специализирующиеся на разных странах: например, отдел Франции, Германии или Испании. Менеджер, в совершенстве освоивший свое направление, может стать руководителем отдела. Со временем, можно устроиться на позицию руководителя проектов компании по работе с туристами «высокого» уровня. А это уже не только возможность познакомиться с интересными людьми, но еще и увидеть то, что недоступно обычному туристу.
Следующая ступенька карьеры — должность заместителя директора. «Владельцы туристических компаний часто открывают дочерние фирмы, — говорит Александра Лапина. — И, если менеджер зарекомендует себя прекрасным специалистом, он будет одним из первых кандидатов на должность директора новой организации». История знает много случаев, когда успешный менеджер впоследствии открывал свою турфирму. К тому же, специалист с опытом работы в туристическом бизнесе может без проблем устроиться в гостиничной сфере, а если повезет — даже в какой-нибудь департамент внешнеэкономических связей госаппарата.
По мнению наших экспертов…
…профессия менеджера по туризму востребована сейчас и будет таковой в дальнейшем, поскольку турбизнес в Украине, особенно внутренний, — на стадии планомерного развития. Безусловно, многое будет зависеть от уровня государственного финансирования, но и частные предприниматели уже сейчас вкладывают в эту сферу немало средств. Что неудивительно, ведь туристическая отрасль до сих пор остается одной из самых прибыльных и перспективных в мире. А эффективность инвестиционных вложений приравнивается к нефтегазодобыче и перерабатывающей промышленности. И, несмотря на сезонность такого рода услуг, в Киеве постоянно открываются новые туристические компании (сейчас их уже около 1400), разрабатываются новые маршруты и направления. Соответственно, повышается и спрос на квалифицированных специалистов. По словам Александры Лапиной, пока есть люди, нуждающиеся в отдыхе, — в туристическом бизнесе никогда не закончится фронт работ.
|