«Первый пилот» SAVSERVICE
Символами образа и ритма работы становятся: поезд, (самолет), автобус, автомобиль и, соответственно, зал ожидания (вокзал, аэропорт), сумки, билеты, паспорта, «в который раз забыл зубную щетку». Масса времени уходит на разъезды и благодаря профессии удается побывать в самых отдаленных уголках страны. Далее — работа в аудитории: «добрый день, дорогие коллеги», «режим работы до обеда — после обеда», психогимнастика, ролевые игры, мозговой штурм, радость понимания, слезы прощания, бурные овации, «всем спасибо». Здравствуй, родной офис! Разговоры-переговоры, анализ проделанной работы, разработка методических материалов, творческий поиск, дискуссии и вновь… вокзал и «ваш поезд отходит с третьего пути». Что-то забыто? «Совсем чуть-чуть, — комментирует Андрей Радковский, руководитель отдела обучения персонала компании «SAVSERVICE», бизнес-тренер. — При этом всегда нужно быть в форме. Тренер должен быть уравновешенной и здоровой личностью, так как группа всегда чувствует неуверенность, страх или внутренний дисбаланс ведущего. Бизнес-тренеру необходимо постоянно осваивать новые технологии, быть в курсе тенденций бизнеса, чтобы постоянно адаптировать тренинги под новые бизнес-ситуации. Даже самый успешный тренинг быстро теряет актуальность и не может долго оставаться без изменений». |
Андрей Радковский, 31 год, уроженец Севастополя. Мечтал стать летчиком и учился в школе ДОСААФ. Образование: Московская академия труда и социальных отношений (специальность менеджмент и управление предприятиями). Бизнес-образование — ряд тренингов — продолжается до сих пор: старается каждые полгода участвовать во внешних тренингах. Карьеру начал с должности торгового представителя, стал руководителем направления, затем перешел в только основавшийся отдел обучения персонала. С 2004 года работает в компании «SAVSERVICE». Увлечения: история, спортивная стрельба и путешествия. | |
- |
Некоторые называют тренинги трюкачеством, некоторые — самой прогрессивной формой обучения. В чем суть тренинга? |
- |
|
Так тренер, значит, все же человек? Позвольте возразить себе на это. Он — время, он как будто новый век. Он — яркая, но близкая планета. | Тренинги обучают лишь частично. Ошибаются те, кто считает тренинг панацеей, бизнес-образование не может заменить базовое: за 2-3 тренинговых дня ни один специалист не сможет дать такого объема концептуальных знаний, который усваивают в вузе за 5 лет. Тренинг хорош тем, что позволяет отрабатывать рабочие функции, и в результате формируются умения. Навыки же появятся только тогда, когда сотрудник станет применять свои знания на практике. Часто приходят слушатели, которые прекрасно знают, что излагается на тренинге, знают, что нужно делать и как это делается, но не делают этого на практике. Задача любого тренера не столько изложить теорию, сколько изменить позицию слушателя по отношению к своим задачам, функциям, пробудить желание применять свои знания. И как высший пилотаж — научить выходить за рамки стандартного. Иногда вредно поступать «как всегда». Приведу пример: когда самолет попадает «в штопор», естественное желание летчика потянуть рычаг на себя, чтобы самолет поднялся. Но когда рычаг тянешь на себя, самолет еще больше заворачивает в штопор, так разбились многие. Нестеров целенаправленно (либо случайно) дал рычаг от себя, это привело к тому, что нос самолета вывернуло, и он стал ровно. Позже прием получил название «Петля Нестерова» и стал предметом изучения для молодых летчиков.
|
- |
В чем специфика работы внутренних и внешних бизнес-тренеров? |
- |
Внешние консультанты работают с большим количеством компаний, через их тренинги проходит большее количество людей, они обрабатывают большие потоки информации. Для меня, внутреннего тренера, с опытом работы в дистрибуции, проблематично провести тренинг для специалистов банка: я не знаю этой специфики. Внешние тренеры знают специфику многих отраслей, но поверхностно. После проведения тренинга работа внешнего тренера с компанией-заказчиком заканчивается: далее внедрять свою программу он не может, максимум через пару месяцев проведет контрольное тестирование. Но чтобы получить бизнес-результат, нужно внедрять изменения. Здесь карты в руки внутренним тренерам, они всегда видят результаты своей работы. На мой взгляд, преподать азбуку стратегии компании лучше всего получится у внутреннего тренера: он учитывает и корпоративные требования, и должностные инструкции, и технологии, используемые в организации. А тренинги по тайм-менеджменту или по публичным выступлениям, лучше всего доверить внешним консультантам — у них больше опыта.
|
- |
Каковы главные компетенции бизнес-тренеров? |
- |
Говорить много, безостановочно и желательно по делу. Важно обладать креативно-пространственным мышлением, то есть уметь излагать свои мысли при помощи схем и рисунков. Не буду говорить, что необходимо именно творческое мышление. Чтобы дать знания, тренер должен уметь обрабатывать информацию, отделять главное от второстепенного. А потом понять, как это преподнести слушателям. Тренер, провозглашающий профессионалам прописные истины и «общие места» (например, пытающийся подробно, с цитатами из учебников, объяснять опытным бизнесменам, что такое «мотивация персонала» и зачем она нужна), рискует быть «освистанным». Должны быть базовые знания по психологии, но я не считаю образование по педагогике или психологии обязательным.
|
- |
Почему? Ведь психологов обучают ведению тренингов. |
- |
Психологи часто превращают бизнес-тренинг в психологический. Им хочется во всем разобраться, всех разложить по полочкам и пересчитать. На тренингах разбирают «субмодальности», «психотипы личности», «как поступать в гармонии со своей внутренней моделью». Приэтом у слушателей могут быть вполне реальные проблемы, например, продажи упали или конфликты среди учредителей. Им явно не до субмодальностей. Я никогда не возьмусь за психологический тренинг, например, личностного роста, поскольку не умею этого делать, а психолог не сможет провести бизнес-тренинг, если у него нет опыта в бизнесе. Группа очень чувствует «теоретика» и начинает засыпать вопросами: «А работает ли это?» или «А слабо показать?» или «Были ли у вас подобные ситуации?». И при отсутствии примеров из собственной практики, ему не справиться с тренингом: не может быть тренером по плаванию человек, не умеющий плавать. Пусть каждый работает там, где он более эффективен.
|
- |
Что вам помогает справляться с профессиональным «эмоциональным выгоранием»? |
- |
Моя семья и увлечение путешествиями. Помнится, пару лет назад с товарищем пошли в поход по Крыму. В качестве жилья присмотрели пещеру в районе Судака, а из припасов в наличии были только 10 литров питьевой воды, килограмм соли и коробка спичек. Мы целенаправленно не запасались провиантом, твердо намереваясь питаться только той живностью, которую удастся изловить в море. Это было непросто, но такой отдых я бы не променял ни на какой другой. При этом никто из друзей не рискнул попутешествовать с нами, а в ответ на предложение, крутили пальцем у виска, недоумевая, чем такой отдых может быть лучше, чем в санатории или на пляжах Египта. На самом деле, живя в пещере, где бесполезен мобильный телефон и наличность в кошельке, понимаешь, какие ценности в жизни главные. Важно, что ты можешь и что представляешь собой без внешней мишуры: без погон, сертификатов, регалий и кредитных карточек.
|
- |
Андрей, а что означают игрушки из конструктора на вашем столе? Играете в свободное от работы время? |
- |
Это не просто игрушки, а реквизит, и играем мы на тренингах. Например, эти я использовал в тренинге по тактике ведения переговоров. Суть игры в том, что двум командам необходимо было быстрее соперников собрать игрушку, выбрав нужные элементы из кучи перемешанных деталей. От одного из игроков прозвучало конструктивное предложение вывалить все детали на пол и разделить детали по-честному. Команды так и сделали. И что получилось? Та команда, которая предложила честную «дележку», быстро собрала свою игрушку, а вторая этого сделать не смогла, потому что их основная деталь была спрятана предприимчивыми соперниками. Это их научило тому, что не все так просто, как может показаться на первый взгляд: если вам предлагают играть по-честному, еще не означает, что это будет именно так, ведь победитель всегда один. Почему были выбраны именно игрушки? Чтобы научиться сложному, нужно начинать с простого. Взрослых людей обучать сложнее, у них сформировались свои установки, привычки, опыт, они не принимают информацию на веру, как дети, им нужны примеры, наглядность. Поэтому на тренингах постоянно используют игры и сказки.
|
- |
Как вы стали бизнес-тренером? |
- |
Я думаю, что наблюдения моего руководителя за моей работой подтолкнули к тому, что он сделал мне это предложение. Нас тогда не учили учить персонал, все осваивал на интуитивном уровне: ходил по маршруту, подсказывал: «это можно сделать так-то и так-то», «а этого клиента я знаю, к нему нужен такой подход». Территориальный менеджер компании с удивлением подметил, что один из моих подчиненных, которого собирались уволить, стал гораздо лучше и увлеченнее работать. Буквально через пару недель генеральный директор сделал мне предложение создать отдел обучения персонала. Работа меня очень увлекла, ведь развивая других, развиваешься сам.
| |