ОБЪЕКТИВная реальность
ПРАВИЛА СЪЕМКИ: МЕТОД КИТЧА
Если рассматривать эту кухню изнутри, первое, что бросается в глаза — близкое родство фотографии с живописью. Неудивительно, что первыми фотографами еще в дореволюционные времена были художники. В России, например, без художественного образования получить патент на открытие «фотографического заведения» было очень затруднительно. Считалось, что хороший фотограф обязательно должен владеть канонами изобразительного искусства. Впрочем, этот принцип работает по сей день — мастер с художественным образованием или художественным видением зачастую добивается гораздо лучших результатов, нежели, скажем, переквалифицировавшийся инженер. Кроме этого, фотографу необходимо знать множество технических тонкостей. Их можно освоить либо в специализированных учебных заведениях (об этом читайте в разделе «Навчання»), либо у наставников-профессионалов в фотоателье. |
|
А большинство ныне работающих фотографов — и вовсе самоучки, освоившие профессию методом проб и ошибок. Но каждый «хозяин пленки и треноги» со временем понимает, что фотография, как геометрия, — зиждется на каноне непреложных аксиом. Без их знания профессионалом не станешь. А чтобы их оспаривать, нужно иметь солидный багаж опыта за плечами. Поэтому проще освоить профессию не собственными усилиями, а под чутким руководством педагогов.
«Самообразование фотографа может длиться годами, — рассказал нам Владимир Говоруха, фотограф издания «Рабочая газета». — В любом случае, главный его документ (или аргумент) — все-таки не диплом, а портфолио с готовыми работами. Он отразит и уровень профессионализма, и креативность, и талант, и даже опыт работы». А судьи кто? На этом остановимся подробнее. Запросы работодателей зависят от сферы их бизнеса. А простор для деятельности фотографов достаточно широк: каждый может выбрать направление по вкусу. В любом из них мастер фотографии может работать как «на дядю», так и на себя. Рассмотрим первый вариант.
ОХОТА НА ФОТО ПУЩЕ НЕВОЛИ
Когда-то доблестный труд фотографа ассоциировался исключительно с ателье. В дореволюционные времена каждое уважающее себя семейство считало делом чести создать семейный фотоальбом — и отбоя от клиентов у фотоателье не было. Нынче же, в эпоху «мыльниц» и «цифровиков», эта добрая традиция давно канула в Лету. Процесс съемки заметно упростился, и фотографом считает себя едва ли не каждый первый. Семейные альбомы стали пополняться «шедевральными» изображениями судорожно застывших «красноглазых» друзей и домочадцев на фоне пестрых ковров и застолий. Сами профессионалы говорят, что Умеющий Фотографировать отличается от фотографа примерно так же, как умеющий писать — от писателя. Тем не менее, в фотоателье теперь ходят чаще всего только за классическим паспортным стандартом «3х4». Жизнь «бытового» фотографа стала более скучной и менее оплачиваемой (если он работает не на себя).
Внести в профессию поболее эстрима можно, устроившись штатным фотографом при издательстве, информационном агентстве или Интернет-проекте. Там, где делают новости, такого специалиста чаще всего называют «фотиком» — вечно отвлекающим фактором «телика» — телеоператора, который всегда уверен, что его работа важнее. В других областях журналистики он — «фоторепортер», «фотожурналист» или «фотокорреспондент». Профессионализм фотожурналиста основывается на трех китах: умении попасть туда, где происходят значимые события; способности снять все, что нужно; возможности быстрее всех передать фото в редакцию или агентство. Неотъемлемым принципом его работы является документальность, потому и фотография для него — скорее информация, нежели искусство. Сумасшедший ритм работы фоторепортера может затмить только разнообразие стоящих перед ним задач: начиная от съемок ковровой пресс-конференции и заканчивая фотографированием ковровой «бомбардировки».
Со временем фотожурналист может «дорасти» до должности фоторедактора или даже бильдредактора. Последний заказывает съемки, формулирует задачу фотографу или фоторедактору, отвечает за иллюстративный ряд издания.
Стоит упомянуть и еще об одном узком сегменте рынка труда фотографов — криминалистике. С распростертыми объятиями опытного специалиста примут и на должность оператора в фотолаборатории, продавца фотоматериалов и техники. Некоторые фотографы находят себя в смежных специальностях, например, в качестве дизайнера (для чего необходимо хорошо знать программы «PhotoShop» и «CorelDRAW»).
ТЫ НАЙМИ МЕНЯ, ЗАКАЗЧИК…
Другая распространенная категория фотографов — те, кто работает на себя. Они могут сотрудничать как с модельными, рекламными агентствами, PR-службами, фотобанками, так и с частными заказчиками.
Самая денежная когорта профессионалов — фотографы, специализирующиеся на рекламном бизнесе. Они полагают, в съемке предметов (которую заказывают чаще всего) нет ничего сложного. Условно говоря, существует ряд приемов, которые нужно хорошо выучить (например, как правильно выставить освещение, под каким ракурсом лучше фотографировать стекло, как снять капельки воды на посуде). Безумного креатива не потребуется — главное, качественно выполнять условия заказчика. Поэтому рекламную работу считают скорее ремеслом, нежели искусством. Профессионалы стараются обеспечить себя большим количеством заказов, чтобы жить безбедно и иметь возможность заниматься непосредственно творчеством.
Более сложный, интересный и творческий процесс — фотографирование людей. Этому искусству можно учиться всю жизнь. К тому же, такая работа предполагает некое взаимодействие с объектом съемки. «От моей работы во многом зависит карьера моделей, — комментирует фотограф Александр Божко. — Поэтому у нас очень хорошие взаимоотношения, чем я, конечно, стараюсь не злоупотреблять». Чаще всего фотографы принимают заказы от модельных агентств или глянцевых журналов (впрочем, сотрудничество и с теми, и с другими предполагает возможность работать в штате).
Другие мастера снимают семейные торжества, делают портфолио для моделей или высокохудожественные портреты для тех, кто ищет спутника жизни. Клиентов находят, размещая объявления в газетах или на собственных сайтах в Интернете. Впрочем, профессионалы в рекламе не нуждаются — их контактные телефоны и так передаются из уст в уста. Начинающие могут реализовать себя, «подхватывая» часть заказов наставников (которые не всегда справляются с большим потоком клиентов). За такую «раскрутку» «отстегивают» «благодетелям» треть заработка. А вообще, преподавательской деятельностью профессионал может заниматься и вполне официально — например, в фотостудиях и специализированных учебных заведениях.
Есть фотографы, которые предпочитают специализироваться в более узких областях (интерьер, автомобили, свадебная, подводная съемка). Вопрос о целесообразности такой специализации не закрыт до сих пор: одни считают, что это позволяет фотографу качественнее выполнять свою работу, другие настаивают на том, что подобный стиль работы — шоры на глазах профессионала.
ПОДАЙТЕ НА «ЗУМ» БЕЗЗУМНОМУ ФОТОГРАФУ…
Но, по всей вероятности, любые барьеры на пути профи помогает брать достойная оплата труда. Почем нынче труд фотографа? «Зарплата фотожурналиста зависит от разных факторов: типа издания, периодичности выхода и т.д., — рассказывает Владимир Говоруха. — В среднем, он может получать от 400 до 1200 у.е.»
Работа фотографа-частника стоит столько, на сколько тот договорится с клиентом. Самыми выгодными заказчиками считаются банкиры. Они достаточно щедро оплачивают рекламную продукцию. Например, на создании корпоративного календаря фотограф может заработать около 1000 у.е. Однако в этом случае ему придется поначалу вложить в съемку собственные средства.
Возможность неплохо заработать дает и наличие обширной слайдотеки. Поскольку многие заказчики стараются максимально сэкономить на каждой фотосъемке, они просят подобрать подходящий по тематике слайд. Прокат одного такого слайда стоит от 20 у.е. до 60 у.е.
А как у них? В Норвегии, например, семейный портрет формата 20х30 см стоит не менее 850 у.е. Заказчик при этом не получает ни слайдов, ни дисков, ни негативов. При желании приобрести второй портрет платит столько же. В нашей стране фотография, к сожалению, не является достаточно востребованным видом искусства. Да и уровень образования вместе с профессионализмом нуждается в повышении. Возможно, это связано с тем, что в советские времена фотографы были призваны всего лишь документально фиксировать строительство социализма. А вот «бытовую фотографию», как не имеющую прямого отношения к воспроизведению соцреализма, власти относили к службе быта, где-то между банями и прачечными. Художественный подход к отображению личности приводил к обвинению фотографа в приверженности к «буржуазному искусству». Проблески профессионализма в художественной фотографии пробились разве что во времена «оттепели» в 60-е годы. Впрочем, через некоторое время они так же быстро потухли под натиском новых русских «мыльниц». А «буржуазное фотоискусство» тем временем укрепляло свои позиции. Сейчас на прогрессивном Западе хорошие, профессионально выполненные фотографии можно встретить везде: на стенах офисов, в альбомах, на рабочих столах. Особо модным бизнесом считается производство постеров — на этом «делаются» гигантские деньги. А нам придется еще многое наверстывать, чтобы достичь западного уровня фотоискусства. Впрочем, куда им, буржуям, тягаться со славянскими талантами!
| |