15-го липня Президент підписав закон, який передбачає внесення змін до деяких законів України щодо оптимізації трудових відносин, а вже 19-го липня Закон вступив у силу. Окрім звільнення роботодавця від збереження середнього заробітку мобілізованому працівнику, цей закон запроваджує ще деякі нововведення на ринку праці, про які поговоримо далі в статті.
Недавно выговорить заморское словечко «мерчендайзер» с первой попытки удавалось не всем, а объяснить его могли единицы. Постепенно слух привык к иностранному слову, а сам мерчендайзинг (в прошлом засекреченное ноу-хау преуспевающих западных компаний) стал доступным для служб маркетинга и продвижения. «Из всех определений мерчендайзинга мне нравится не совсем научное, но вполне отражающее суть — «Безмолвный Продавец», — рассказывает Светлана Баланцова, координатор проекта «Рекламное агентство «Савсервис»». — Мерчендайзер должен так расположить продукцию и организовать продажу в магазине, чтобы товар продавался эффективно без участия продавца. Мерчендайзинг включает в себя и логистику, и развитие продукта, и учет-контроль товара, и его презентацию».
Светлана Баланцова, 23 года. Образование: Киевский национальный университет культуры и искусств (академическое пение). Карьерные ступени: мерчендайзер, эксклюзивный мерчендайзер сети Billa, руководитель отдела мерчендайзеров, координатор проекта «Рекламное агентство «Савсервис»». Увлечения: литература по бизнес-психологии, восточной философии, конный спорт и альпинизм. Планы: Второе высшее образование по экономической специальности.
-
Перспективна ли профессия мерчендайзера?
-
Безусловно. Это отличная стартовая ступень для карьерного роста. Мне это известно не понаслышке, ведь координатор проекта я не так давно, а начинала с работы мерчендайзером. Профессия хороша тем, что, закончив обучение, можно сразу претендовать на должность, а карьерный рост динамичен: сложно пробыть младшим мерчендайзером больше 2-х лет. Обычно через 1-1,5 года хороший сотрудник переходит на следующую ступень. В мерчендайзинге есть и своя иерархия: младшие мерчендайзеры, мерчендайзеры а-пресселинга (работают в супермаркетах), и б-пресселинга (в магазинах «под домом»), отдельная ступень — рыночные мерчендайзеры, приезжающие на своих автомобилях со своим рекламным оборудованием. Поработав мерчендайзером, можно много узнать о механизмах бизнеса, получить опыт общения с представителями торговых организаций, стать торговым представителем, потом супервайзером (менеджером, координирующим работу мерчендайзеров). А там и до менеджера отдела продажи недалеко.
-
Мерчендайзера называют знатоком покупательских душ. Поделитесь профессиональными секретами.
-
Действительно, хороший мерчендайзер — психолог, знающий все о поведении покупателей. Известно, что на сознание и подсознание, а значит и на поведение влияют даже запах и музыка. Например, расслабляющая музыка побуждает покупателей выбирать покупки неспеша. Быстрая используется, чтобы ускорить движение покупателей, что предотвращает «пробки» в часы пик. А правила организации торгового пространства — «классика жанра». Например, самый «желанный» товар располагают в дальней части магазина, это заставит покупателя пересечь зал и ознакомиться со всем ассортиментом. Правило «льготного влияния» предполагает, что если рядом с товаром узнаваемой марки располагают не уступающие по качеству и цене изделия малоизвестной фирмы, то аура успеха распространяется и на них. Законов покупательской психологии масса, и поверьте, что их изучение делает работу мерчендайзера увлекательным занятием.
-
Светлана, почему, освоив профессию оперной певицы, вы стали мерчендайзером?
-
Многие удивляются. Но мерчендайзинг, реклама — тоже театр, умение правильно вовлечь покупателя. И творчества здесь предостаточно: как положить, поставить или даже подвесить товар, разместить его на полке или в стеклянной витрине, в каком ракурсе и на каком расстоянии друг от друга. На мой выбор повлияла и возможность стабильно зарабатывать деньги, которую дает работа в мерчендайзинге.
Занятие альпинизмом и моя работа имеют много общего: каждая новая должность — новая вершина, которую нужно покорить.
А почувствовать себя мерчендайзером «на все 100» помогла комичная ситуация. В одном из магазинов, где я работала несколько недель, мне предстояло провести презентацию. Обнаружив, что на полках почему-то нет «моей» продукции, я попросила продавца позвать комплектовщика (отвечает за наличие товара). Он не спешил, и поскольку мои мысли были поглощены презентацией, я попросила другого продавца узнать, где находится директор, чтобы обсудить мероприятие. Пока я занималась выкладкой продукции, подошел мужчина в «свободной» одежде и поинтересовался, искала ли я его. Между нами состоялся такой диалог: — Объясните мне, что творится у вас в магазине, что за «дырки» на полках? — А вы уверены, что вам стоит обратиться именно ко мне? — Безусловно, ведь вы отвечаете за порядок в этом магазине! — В общем-то так, но я отвечаю не только за это. — Я понимаю, что у вас куча дел на складе! Но почему продукция не выставлена?
Мужчина возмутился: — Я не понимаю, что конкретно вы от меня хотите?
Тут лопнуло мое терпение: — Ах, вы до сих пор не понимаете своих обязанностей, тогда я позвоню вашему руководству!
Мужчина побагровел, но тут появился комплектовщик. Когда я поняла, что разговаривала с директором, решила загладить оплошность: «Извините, я спутала вас с комплектовщиком, просто вы так хорошо выглядите!». Но, вопреки моим ожиданиям, он побагровел еще больше. Я решила спасать ситуацию, и выпалила: «Знаете, вы не похожи на директора, вы намного лучше». Директор не стал дожидаться очередных «комплиментов» и ушел. Я проследовала за ним. Не отошедший от впечатлений руководитель встретил меня словами: — Продукцию вам выставили? Что еще вам нужно от меня? — Обсудить презентацию. — Обратитесь к комплектовщику!!! Все же, выслушав мои предложения, он сделал большой заказ продукции. Так смешная история повлекла за собой грандиозную продажу в магазине, а за мной закрепилась слава «заядлого» мерчендайзера.
-
Каковы ваши жизненные цели?
-
Одной из целей стала помощь благотворительной организации «Открытое сердце», занимающейся реабилитацией детей-беспризорников. До знакомства с проектом «Дети улицы» я не подозревала, что 200 тыс. детей ежегодно покидают дом и уходят жить на улицу. Такая жизнь лишает их детства, а центр старается вернуть его детям, причем, накормить или одеть детей недостаточно, главное — пробудить в них желание жить в социуме, вернуться в семью. В центре я познакомилась с инициативной группой, мы организовываем акции в магазинах сети «Велика Кишеня», раздаем флайерки, собираем деньги, стараемся привлечь как можно больше спонсоров. Чувствую, что не могу не заниматься этим, ведь я тоже часть социума.
Практически «под занавес» интервью раздался телефонный звонок. Внимательно выслушав собеседника, Светлана ответила: «Хочешь хорошо зарабатывать — хорошо выкладывайся!». Шла ли речь о правильной выкладке товара или о жизненной философии в целом, это осталось «за кадром». Главное — совет хорош и в том и в другом случае.