ПРИЗВАНИЕ — ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ
ДОСЬЕ: Родился 12 апреля 1969 года в Качканаре Свердловской области. Женат. Растит сына. В послужном списке — должности учителя, а затем завуча городского лицея Качканара. В Украине был замгендиректора Киевского детского санаторно-курортного медобъединения (в сети санаториев, куда детишки попадают в стационар на месяц, есть школы). Сейчас занимается историей, выпускает книги и дает экспертные оценки изданий по военной истории. |
|
«ВОЙНУ И МИР» — В ВОСЕМЬ ЛЕТ
Предки Куркина, как по отцовской, так и по материнской линии в результате октябрьской революции оказались в российской глубинке. Там же — в городе Качканар Свердловской области — появился на свет и герой нашей истории. «В моем лице род вернулся на землю обетованную», — шутит Андрей Владимирович.
Самым важным сведением в биографии считает дату своего рождения: 12 апреля 1969 года. И он очевидно прав. Во всяком случае, любой историк поймет, что сокрыто в этих цифрах (какие методы воспитания были в то время, какая мода, культура, чем жила страна). Интерес к сложной и неоднозначной науке истории проявился в детстве. Родители (физики-математики), вероятно, хотели видеть сына продолжателем дела, однако мальчик читал тягомотные романы и явно направлялся в другую, гуманитарную, сторону. Попытка освоить «Войну и мир» была предпринята им в восьмилетнем возрасте. Конечно, как большинство мальчишек, Андрей читал в основном батальные сцены. А пробелы в сюжете заполнял, пролистывая учебники, в которых подробно описывались перипетии романа.
ГЛАВНОЕ — ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД
После армии наш герой получил педагогическое образование и поступил учителем в городской лицей. Он был старше своих учеников всего на 2 — 3 года, но легко сумел добиться уважения и любви. Главное — строгость и справедливость. А еще, интерес. Чтобы ребенок полюбил учиться, он не должен скучать на уроке. Причем, важно, чтобы занят был каждый. Основная задача учителя как раз и заключается в том, чтобы расписать 45 минут (это очень мало!) так, чтобы внимание всех учеников всецело было поглощено уроком.
Чтобы этого достичь, Андрей Владимирович вывел собственную методику работы с детьми. В ее основе лежал дифференцированный подход к каждому школьнику. Параграф, конечно, один для всех, но вот работать над ним можно по-разному. Тот, кто лучше разбирается, кроме прочего, выполняет дополнительные задания, помогает отстающим. Чтобы победить природную стеснительность детей приходилось изобретать способы, позволяющие ребенку настолько увлечься предметом, чтобы забыть о страхе отвечать перед доской. Нередко случается, что неприятие к предмету вызывается именно психологическими факторами, неумением работать в коллективе. К концу обучения эти проблемы стирались напрочь. Многие из учеников Андрея Владимировича по окончании школы хотели стать учителями и историками. Многие ими стали. Одна девочка пошла в педагогику. Вскоре прислала учителю письмо о том, что на кафедре студентам «показывали» методику Куркина. Она была рада, что смогла рассказать ребятам, «как это было», от первого лица.
УРОКИ, КАК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Увлеченность достигалась следующим путем. Когда класс проходил, скажем, средневековье, ребята выбирали понравившихся персонажей и перевоплощались в них. К назначенному дню каждый успевал сшить себе исторический костюм и подготовить речь. Затем герои времени встречались в одном классе, и… можно только представить, как причудливо разворачивались события этого полуурока-полупредставления.
Ответственнее всего, пожалуй, оказался период новейшей истории. Ведь эту науку можно оценить по прошествии нескольких десятков лет. Все учебники, вышедшие до этого, больше похожи на агитброшюры. Что не удивительно, ведь историческое образование — это идеологическое оружие любого государства. Для учителя очень важно постараться не навязывать детям собственную гражданскую позицию, а просто предоставить как можно больше сведений, как с одной, так и с другой стороны: пускай сами определяются, кому больше симпатизируют. Критерием оценки при таком подходе становится способность ученика грамотно и аргументированно, на основе фактов, объяснить свою точку зрения. Стоит отметить, когда тебе предоставляют такую свободу, не только прилежно прочтешь учебник, но и не поленишься сбегать в библиотеку в поисках недостающих сведений.
На открытые уроки к Андрею Владимировичу нередко приглашали делегации педагогов для обмена опытом. Приезжали не только российские специалисты. Шотландцы после урока подошли рассказать, что скоро на экраны выйдет фильм Мэла Гибсона «Храброе сердце» и, вероятно, он пригодится для учебного процесса. Куркин тут же достал из шкафчика кассету (ни для кого не секрет, что у нас фильмы иногда появляются чуточку раньше, чем в кинопрокате). Так, делегация шотландских учителей попала на презентацию ставшего впоследствии культовым фильма о собственной истории. |
|
|
- |
Случалось ли вам сталкиваться с «трудными» детьми? Что делать учителю, который не может найти подход к ученику? |
- |
Всего 20 — 25% учителей выбирают профессию сознательно. Это те, кто отдается ей полностью. И те, которые способны найти подход к любому ученику. Всего-то и нужно, уделить время ребенку, который по какой-то причине попал в категорию «трудный», понять в чем проблема. Это требует дополнительных затрат, а не все хотят возиться. Многие педагоги вообще мечтают перепрофилироваться. Тем более, в наше время. При отсутствии стабильности в государстве, в первую очередь, страдают бюджетники. Это и низкая зарплата, и полное невнимание к проблемам образовательной сферы.
|
- |
Учитель — это жен-ская или мужская профессия? |
- |
В Царской России это была исключительно мужская профессия. И если вспомнить первых учителей, или просто известных — Пифагор, Аристотель, Макаренко… С другой стороны, я ничем не хочу ущемить женщин. Они аккуратны и дотошны. Ни один из мужчин не станет так старательно вести журнал или проверять тетрадки. Вопрос в том, что для наших женщин, учительство зачастую как тяжкий крест. Ведь кроме 30 сорванцов в классе, ее ждут собственные дети, муж, семья, дом. И справляться с такой колоссальной нагрузкой — это просто невероятно.
|
- |
Такой пикантный вопрос, как подарки. Как учителю правильно реагировать на подарки? |
- |
Все зависит от конкретного случая. Подарки разные бывают. Это ни в коем случае не должно быть обязаловкой, как сейчас, когда с родительского коллектива собирают деньги на новый мобильный директору. Вот это, действительно, непедагогично. Мне, теперь уже как родителю, это глубоко неприятно. Как учителю в свое время приходилось сталкиваться с подарками и решать для себя вопросы профессиональной этики. Помню, в 1995 — 1996 лицеисты призывного возраста должны были сдавать зачеты. А время было тревожное: мобилизация, все боялись попасть в Чечню. Разумеется, зачеты получили без проблем. Принесли мне подарок, я не взял, а на следующий день обнаружил его у себя в столе. Тут уж не вернешь, чтобы не обижать никого.
|
- |
Как вы пришли к тому занятию, которое стало основным на сегодняшний день? К написанию книг. |
- |
А как вообще пишутся книги? Взял ручку, стопку чистых листов и пишешь. На компьютере набирать не люблю, у меня жена, бедненькая, потом все перепечатывает. Если серьезно, наверное, мне просто не хватает аудитории, я ведь привык перед кем-то выступать. Вот и нашел форму. Занимаюсь любимым делом — преподаю. Более того, так даже хобби удается реализовывать. Иллюстрирую книги сам, хотя специального образования нет. Иногда друзья просят оформить и их издания. Печатаюсь в России. Там сильнее полиграфические мощности, да и затребованность по СНГ выше. Тем более, что в Украине было бы справедливо писать на украинском, а я привык работать на русском.
|
- |
Историк — человек который на основе опыта поколений может спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации. Каким вы видите будущее Украины? |
- |
Нам сейчас не нужно искать интересные случаи в прошлом. Достаточно включить телевизор и смотреть на настоящее. И сейчас нужны, скорее, не историки, а экономисты и политологи. Мне кажется, что в Украине, безусловно, наступят хорошие времена. Просто каждое поколение хочет увидеть это на своем веку, а так не всегда получается, потому что все должно идти плавно и без спешки. Все должны заниматься своим делом.
|
| |