РЕКЛАМНЫЙ КОНСТРУКТОР
НУЖНЫ ЛИ «ДВИГАТЕЛИ ТОРГОВЛИ»?
Еще недавно необходимость в рекламе вызывала недоумение: хороший товар купят и так, а информация об обилии рекламы на Западе казалось нелепой и смешной. Трудно было поверить, что хороших товаров может быть много. Когда М. Задорнов рассказывал, как он насчитал в американском супермаркете 15 сортов кефира и 45 сортов колбасы, зрители «надрывали животы» от смеха, а при шутке Жванецкого о том, что во французских лавках первая земляника появляется в 6 часов утра, у слушателей начинались колики от смеха. Прошло немного времени, и объект смеха стал реальностью. Теперь покупатель, оказавшись перед прилавками, заставленными тысячами пакетиков, пачечек, баночек, упаковочек не знает, чему отдать предпочтение. |
|
Да и производителям продукции не легче: за выбор покупателя приходится бороться. Восторжествовал принцип Николаса Джонсона: «Раньше люди нуждались в продуктах, чтобы выжить. Теперь продукты нуждаются в людях, чтобы выжить». Спасение — в рекламе, которая за 5 секунд объяснит, что «этот порошок отстирывает и застаревшие пятна». Но в роли «двигателя торговли» может быть только качественная реклама. Плохая — станет тормозом продаж и принесет убытки. Потому-то квалифицированные работники сферы рекламы приобретают особую ценность. Проще говоря: требуются и очень требуются!
ГВАРДИЯ РЕКЛАМИСТОВ
Понятие «рекламист» используется для обозначения многих специалистов, причастных к рекламному бизнесу. Вот «портреты» самых распространенных вакансий.
Довольно востребованы аccount-manager (менеджер по работе с клиентами). Они являются связующим звеном между заказчиками рекламы и производителями, все проекты ведет в сотрудничестве с другими специалистами (маркетологами, бренд-менеджерами, медиа-планнерами). Главные требования — высшее образование и коммуникабельность. Опыт работы чаще всего необязателен. Примерно 30% работодателей отдают предпочтение девушкам.
В обязанности начальника отдела рекламы или директора по рекламе входит утверждение и курирование рекламных проектов, контроль за рекламным бюджетом и комплектация штата. Среди требований к кандидатам на вакансию приоритет — имеющим опыт работы на аналогичной должности не менее 3-5 лет. Недавно появившаяся должность бренд-менеджера уверенно лидирует. Основная задача этого специалиста — продвижение «бренда» (торговой марки, ассоциирующейся с конкретным товаром). Он принимает участие и в появлении нового продукта «раскрученного» бренда и в создании новых торговых марок. Такой специалист должен владеть методиками проведения маркетинговых исследований и промоушенга.
Перспективна распространенная на Западе (и пока не очень в Украине) специальность — медиа-байер (от media — СМИ и buyer — покупатель). Функциональные обязанности — покупка рекламного эфирного времени и газетных площадей, владение информацией о расценках и скидках, заключение договоров и контроль за соблюдением сроков и условий размещения рекламы.
ФАВОРИТЫ РЕКЛАМНОЙ ОТРАСЛИ
Профессия «менеджер по рекламе» — самая распространенная и наиболее востребованная (см. диаграмму). Популярность легко объяснима: в малом и среднем бизнесе предпочитают универсальных специалистов, поэтому зачастую за всю рекламную деятельность фирмы отвечает один сотрудник — менеджер по рекламе. В его обязанности входит планирование и осуществление рекламной кампании. Он анализирует рынок сбыта, позиции конкурентов, проводит маркетинговые исследования, продумывает рекламные акции, размещает рекламу в СМИ, проводит презентации, участвует в выставках, рассчитывает стоимость рекламных кампаний, оценивает их эффективность. Довольно часто (около 70% вакансий) на менеджера по рекламе возлагаются функции рекламного агента или менеджера по работе с клиентами — продажи рекламных услуг (поиск клиентов, ведение переговоров и заключение договоров).
В числе основных и востребованных профессий в области рекламы — копирайтер. Его основная задача — творчество. Он придумывает названия брендов, имена компаний, слоганы и рекламные тексты. Чтобы реклама «получилась», копирайтеру необходимо знать потребности, ожидания, и даже менталитет целевых групп, на которые ориентирован продукт. Главным требованием для копирайтера является креатив — особый склад ума. И если сравнить его с предметом обожания рассудительного Винни Пуха — медом — то он «очень уж хитрый предмет: он либо есть, либо нет». Среди специалистов — представители разных профессий, например, один из креативных директоров голландского DDB когда-то был сантехником.
Не меньшим спросом пользуется медиапланнер (от media — СМИ и planner — плановик). Этот специалист составляет оптимальные медиа-планы рекламных кампаний, определяет, в каких газетах, журналах, теле- и радиопрограммах, рекламные ролики и модули будут работать наиболее эффективно. Несмотря на соблазн заполонить все рекламные щиты города своей рекламой, носители придется выбирать рассудительно, иначе после акции компания рискует «вылететь в трубу». Оптимальный выбор осуществляет медиапланнер. Ему нужно выяснить, какие издания читают клиенты, какое радио слушают, в какое время смотрят телевизор, как добираются на работу и т.д. Поэтому медиапланнер должен в совершенстве разбираться в рекламных возможностях СМИ, знать особенности целевой аудитории и ориентироваться в расценках.
«МЫ ВИБИРАЕМ, НАС ВЫБИРАЮТ»
Конкуренция в рекламном бизнесе жесткая. Борьба за место под солнцем заставляет производителей рекламы делать только высококлассную продукцию, а от сотрудников требовать качества услуг. Многие работодатели отмечают нехватку сильных специалистов. На вакансии набирают сотрудников с деловыми и личными качествами, максимально отвечающими требованиям. Образовательный ценз в рекламном бизнесе высок — на 90% это выпускники вузов или студенты. Работодатели не настаивают, чтобы образование было профильным. Среди рекламистов — экономисты, маркетологи, гуманитарии, менеджеры, работники турбизнеса, педагоги. Успешно работают и менеджеры по рекламе, окончившие специальные курсы. Требования: знание ПК на уровне пользователя (40% вакансий), знание английского (35%), возраст (на должности рекламных менеджеров 90% работодателей хотят видеть молодых (22-30 лет), коммуникабельных, энергичных и творческих). «Молодежь охотно приходит в сферу рекламы, — рассказывает Татьяна Бушнева, менеджер по рекламе ко мпании ООО «Крок». — Для молодых этот бизнес привлекателен тем, что многое зависит от них самих, прежде всего — финансовое положение. Оклад обычно невысок, но к нему прибавляется надбавка (процент от договоров на рекламу), которая может превышать оклад в несколько раз, потому что зависит от твоей собственной активности, умения уговорить заказчика. На величине оклада сказывается и то, что услуги рекламных фирм недешевые». «А вот отношение к опыту работы в рекламе всегда было сложным, — комментирует Станислав Попов, арт-директор рекламного агентства «РИА Медиа». — Некоторые работодатели расценивают его как достоинство, иные — как недостаток. Это связано с тем, что сфера рекламы в нашей стране довольно молода и специалистам «первой волны» приходилось учиться методом проб и ошибок, адаптируя зарубежный опыт к отечественным реалиям. На вес золота — достижения в создании продающей рекламы, опыт побед в тендерах, опыт создания новых товаров». А это непростая задача даже для мэтров, о которых Огилви писал: «Я сомневаюсь, что в США найдется более десятка людей, способных по своему темпераменту и опыту справиться с такой задачей». Может, получится у вас?
|