Портал «Пропоную роботу» недаремно останнім часом багато писав про перспективи ІТ-галузі. Яскравим підтвердженням цьому факту виступає дослідження компанії «GlobalLogic», яка нещодавно здійснила масштабне опитування серед цьогорічних абітурієнтів. Виявилося, що кожен 10-й першокурсник 2022-2023 навчального року хоче стати ІТ-фахівцем.
Аналіз кількості вакансій на онлайн-ресурсах дає підстави стверджувати, що рекордна публікація оголошень зафіксована на початку року. Інша цікава тенденція полягає в тому, що кількість вакансій продовжує зростати, але пошукачів роботи стає менше.
«Хочу быть президентом», — в прежние времена подобное заявление наверняка бы оставило о заявителе впечатление, как о человеке вызывающе дерзком, а то и вовсе поставило бы под сомнение его психическое здоровье. Сейчас оно воспринимается вполне нормально, как проявление амбиций нового поколения, получившего от жизни шанс реализовать способности. Но одних амбиций явно недостаточно. Впрочем, лучше президента никто об этом не поведает.
АНДРЕЙ РОТОВСКИЙ: УВИДЕТЬ ТОНКУЮ, ЮВЕЛИРНУЮ РАБОТУ ПИАРЩИКА СПОСОБЕН ТОЛЬКО… ЕЩЕ БОЛЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПИАРЩИК.
Досье
Ротовский Андрей Андреевич — президент ВОО «Украинская лига по связям с общественностью», кандидат философских наук, доцент, практикующий пиарщик. С 1992 г. — учредитель и управляющий директор центра общественных связей «Р.А.П.И.Д.», с 1997 г. — директор Киевской высшей школы PR-технологий. Образование: факультет журналистики, журналист. Автор нескольких книг и монографий. Проекты: программы продвижения банков «Аваль», «Кредитпромбанк», «Первый украинский международный банк», консультационные работы для компаний «Oracle», «Фоззи», «КЛО» и др. В настоящий момент — всеукраинская программа «Социальная ответственность бизнеса» и благотворительная программа «Белая птица». Планы: Выпустить за год 5 книг по PR, основанных на отечественном опыте. Семейное положение: женат, имеет троих детей. К пиару подходит девиз Книги рекордов Гиннесса: «Не пытайтесь повторить эти достижения». «Действительно, нельзя строить доверительные отношения по шаблону, — рассказывает Андрей Ротовский, президент Всеукраинской общественной организации «Украинская лига по связям с общественностью». — Конкретные формулы для работы каждому придется выводить самому, в этом и состоит основная сложность. Пиарщик должен обладать высокой способностью к творчеству».
-
Насколько оправдано объединение PR и рекламы в одной вакансии, например, «менеджер по рекламе и PR»?
-
PR не стоит смешивать с рекламой. У них разные функции: реклама помогает продать продукт, а PR продвигает репутацию предприятия, выстраивает доверительные отношения между компанией и аудиторией. Но во многих отраслях продвижение репутации компании еще и средство продвижения продукта: например, в консалтинге, сфере услуг, брендированных отраслях. Профессионал не станет смешивать эти сферы, но для неспециалиста они сливаются. Вследствие таких совмещений полурекламисты-полупиарщики часто не знают, где уместнее делать рекламу, а где пиар. А малые фирмы просто не могут позволить себе содержать специалиста по PR, поэтому эти функции возлагаются на менеджера по рекламе.
-
Кого больше среди пиарщиков?
-
Журналистов. Но во всем мире это считается не лучшим вариантом. Я сам журналист, преподавал журналистику, поэтому имею право на такое утверждение, и не боясь кого-то обидеть. Журналист без определенных склонностей обладает иным типом мышления, это скорее, человек чувств. В отличие от пресловутого «журналиста ноги кормят», пиарщика кормят не ноги, а голова. Пиарщик — аналитик, организатор, а не описатель событий. Он придумывает план и привлекает к сотрудничеству журналистов. Конечно, все зависит от индивидуальных способностей, но опыт показывает, что журналисты редко бывают эффективны. Пиарщик и журналист — партнеры, и должны работать вместе, но не подменяя друг друга. Так же, как спорт и медицина. Обе отрасли работают на здоровье нации, но разными способами.
-
Каковы сейчас требования к специалистам?
-
Если пиарщик хочет быть востребованным на рынке, он, прежде всего, должен иметь системное мышление, уметь анализировать. Пиарщик в компаниях приближается к топ-менеджменту, поэтому ему необходимо понимать маркетинговые процессы, менеджмент, цели организации. Важное качество — прекрасное владение словом: устным и письменным, знание законов коммуникации. Ведь он будет учить других выстраивать отношения. Пиарщик должен быть психологом, понимать законы общей и социальной психологии, ведь его задача — выстраивать социальные связи. Не обойтись без знания структуры общества, в том числе политической, организации органов власти. Все это Government Relations (GR), как говорят пиарщики. В зависимости от специализации, те или иные навыки будут иметь разную степень значимости. Например, в media relations важнее владение словом — доминирующая квалификация. Если кандидата привлекает event-менеджмент (событийный), он должен быть организатором, творческим человеком. При желании открыть PR-агентство важно быть знатоком бизнеса.
-
А какой возраст считаете оптимальным?
-
Средний возраст пиарщика в Англии — 40 лет и это оптимально. Во всем мире пиарщики — люди, достигшие успехов в каких-то отраслях. Процесс обучения предполагает несколько этапов: получение образования, накопление опыта, специализация в пиар. Молодой пиарщик не может стать хорошим специалистом, его не будут воспринимать всерьез. Логика проста: «Что может советовать человек, не имеющий опыта»? Молодой специалист может быть пиарщиком в молодежной организации, придумать какую-то эксклюзивную технологию, создать Интернет-сайт… Но в целом тенденция такова: чтобы стать хорошим специалистом, нужно иметь большой жизненный опыт. Для пиара интересны кандидаты, которые хотят переквалифицироваться, например, специалист, проработавший в сфере маркетинга, хочет стать пиарщиком маркетинговых технологий.
-
Пиарщиков часто называют «серыми кардиналами». Это действительно люди не публичные?
-
Правильно называют. Публичны рекламисты. Я готовлю V фестиваль PR-технологий. В отличие от фестиваля рекламы, представляющего красочное шоу из рекламных роликов и полиграфической продукции, на фестивале PR, на первый взгляд, нечего показывать. Хороший пиар — когда никто не догадывается, что это PR, а пиарщик — всегда в тени события. Он только помогает руководителю компании создавать дружественные, доверительные коммуникации, но, отнюдь, не подменяет его.
-
Не сожалеете ли о выборе профессии?
-
Нисколько. В 1991-м году при развале страны стал думать, как выжить в новых условиях. И… стал делать события. Только через пару лет узнал, что занимался пиаром. Самое первое событие, сделанное за хорошие деньги, было посвящено проблемам единства церквей в Украине. Я провел «круглый стол» с представителями различных конфессий, его показали по телевидению. Я понял, что можно зарабатывать на интересных вещах. Сегодня вы вряд ли найдете в Украине кого-нибудь, кто проводит столько семинаров, конференций и других событий по пиару. На первом фестивале PR-технологий мне предложили создать и возглавить профессиональную Всеукраинскую лигу. В настоящее время я — президент общества украинских пиарщиков. Это не моя заслуга, просто я оказался в нужное время в нужном месте.