В учениках у Мельпомены...
Каждому из нас приходится перевоплощаться десятки раз на день — в зависимости от настроения, собеседников и обстоятельств, отрабатывая некогда выведенный классиком принцип «вся жизнь — игра, и люди в ней актеры». Но истинное искусство метаморфозы подвластно лишь мастерам сцены — талантам, познавшим приемы лицедейства и сумевшим развить неповторимые качества. Об этом и пойдет речь. |
|
КАК УЧИЛ СТАНИСЛАВСКИЙ
Миру известно множество ярких примеров, когда звездами сцены и кинематографа становились люди, довольно далекие от искусства и изначально не имеющие специального образования. Сильвестр Сталлоне, Шон Коннери, Чак Норрис — лишь малая часть знаменитостей, попавших в кадр совершенно случайно. Зачастую лишь в Голливуде шанс стать звездой есть у бывших моделей (Ким Бессинжер, Шерон Стоун, Кэмерон Диаз), маркетологов (Кевин Костнер) и даже работников пунктов видеопроката (Квентин Тарантино), не говоря уже о терминаторах от спорта (Арнольд Шварценеггер). Настоящий актер не может состояться без таланта и постоянной шлифовки мастерства — об этом говорил еще гениальный СТАНИСЛАВСКИЙ, русский театральный режиссер, актер и преподаватель. «Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания... считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим», — учил он. И к его словам нельзя не прислушаться, ведь Константин Сергеевич — мэтр сцены, автор методологии актерского творчества и техники органического перевоплощения. Основоположник теории считал, что инструмент актера — его внутренние (психические) и внешние (физические) данные — «элементы творчества». Совершенствование этих элементов — суть «работы актера над собой», предполагающей ежедневный тренинг. Владение «инструментом» (психофизикой) позволяет профессионально работать на сцене вне зависимости от вдохновения — входить в творческое состояние, когда это необходимо, волевым усилием достигая адекватных возможностей. Система Станиславского лежит в основе обучения актерскому мастерству и режиссуре на многих профильных факультетах вузов и курсах. Ознакомиться с ней самостоятельно может любой, желающий посвятить себя ИГРЕ, — по книгам мастера «Работа актера над собой», «Беседы в студии Большого театра», «Режиссерский план «Отелло» и «Моя жизнь в искусстве».
ПО ЗВЕЗДНОМУ СЛЕДУ
Прием на театральный факультет довольно сложен и по форме напоминает кастинги в шоу-программы. Абитуриенты должны показать свое актерское мастерство, умение импровизировать и декламировать, художественную интуицию, понимание смысла произведения и образов персонажей. Здесь нужен не только особый дар, но упорство и умение преподнести себя. Немногим удается стать студентом-театралом с первого раза. Необходимо быть или талантом-самородком, или счастливчиком. Конечно, воля случая — большая редкость, поэтому лучше положиться не на судьбу, а на свои силы, и к поступлению подготовиться заранее.
- Киевский национальный университет театра, кино и телевидения имени И. Карпенко-Карого (КНУТКТ) (ул. Ярославов Вал, 40) Музыкально-драматическая школа, у истоков которой берет начало университет, была открыта Николаем Лысенко на средства для постройки собственного дома. Сегодня вуз больше известен как «театральный институт» — так его по старинке продолжают называть. За более чем вековую историю он воспитал немало ярчайших звезд — Сергея Данченко, Элину Быстрицкую, Богдана Ступку, Романа Балаяна, Раису Недашковскую, Аду Роговцеву, Анатолия Хостикоева, сестер Сумских. Кстати, 90% актеров столичных театров — выпускники КНУТКТ. Конкурс в учебное заведение всегда большой и иногда достигает тридцати человек на место! На факультете театрального искусства (специальность «Актерское мастерство») можно получить профессии не только актера драматического театра и кино, но и театра кукол (только стационар). Кроме этого и режиссерские специальности (режиссура драматического театра, цирка, театроведение и другие). До подачи документов (с 15 июня по 5 июля) абитуриенты проходят отборочные консультации, цель которых — определить уровень артистических способностей. Будущие актеры должны показать репертуар по программе предстоящих вступительных испытаний. При университете работают трехмесячные подготовительные курсы (начало занятий с 1 октября и 1 февраля). Подробности можно узнать в приемной комиссии (тел. 272-02-27).
- Киевский национальный университет культуры и искусств (КНУКИ) (ул. Чигорина, 20) Возможности для обучения сценическим навыкам предоставляет факультет режиссуры и хореографии Института искусств КНУКИ, на котором работает кафедра театральной режиссуры и актерского мастерства. В числе ее выпускников — Н. Яремчук, С. Белоножко, А. Евдокименко и многие другие. Обучение проходит в специализированных аудиториях, оборудованных для занятий сценическим движением, фехтованием, пластикой, танцами, на учебных сценах, в костюмерных и постановочных цехах. Новейшие технологии отечественного и зарубежного режиссерского и актерского искусств изучаются в творческих мастерских-лабораториях. Прием документов в вуз, как на стационар, так и на заочное отделение заканчивается 8 июля. Зачисление — по результатам вступительных экзаменов. Более детальную информацию о поступлении можно получить в приемной комиссии университета (тел. 285-82-27). Кроме перечисленных учебных заведений актерскому мастерству обучают в Киевском училище культуры (ул. Январского восстания, 15), Киевском государственном колледже эстрадного и циркового искусств (ул. Жилянская, 88), Киевской детской академии искусств (ул. Героев Сталинграда, 10), Государственной академии руководящих кадров культуры и искусств (ул. Январского восстания, 21).
ВХОДИМ В РОЛЬ
Прийти «в актеры» можно не только в вузе. Учебные студии актерского мастерства есть практически при каждом театре. Одна из известнейших столичных трупп, трепетно «лелеющих» таланты, — при Киевском театре-студии импровизации «Черный квадрат». Ее история началась десять лет назад с курьезного случая: спектакль не был готов к показу, зрители собрались, и актерам пришлось импровизировать. Успех превзошел все ожидания… Здесь учат «живой» актерской игре — отображают человеческие взаимоотношения через проигрывание разнообразных жизненных ситуаций. Учебный процесс основан на первой упорядоченной системе обучения театральной импровизации и ориентирован на раскрытие каждого ученика как личности, развитие его душевных качеств, умение проникнуться эмоциями персонажей. Поступить в студию непросто. Главный экзамен — понравиться приемной комиссии, а уж пройти отборочные испытания — априори. После проверки на «профпригодность «к театру» абитуриента ждет собеседование с режиссером — своеобразный допуск к вступительным экзаменам, предполагающим те же задания, что и в отборочном туре, только намного сложнее. Поступившие в течение месяца должны продемонстрировать стремление и желание заниматься театром. Далее — три месяца лекций, участия в спектаклях и выпускной экзамен. Но обучение после этого только начинается… |