Дунаев Максим, 30 лет Образование: неоконченное высшее (Международный институт управления, бизнеса и права). Настоящим профильным институтом считает первое место работы. Стаж работы: В полиграфии — 12 лет, дизайнером — 7 лет. Профессия: дизайнер-полиграфист. Занимаемая должность: креативный директор рекламного агентства. Увлечения: написание сценариев видеороликов, Интернет, общение с друзьями. Семейное положение: разведен. |
Максим Дунаев: «Впечатление о дизайнере создают его работы и идеи. Именно они — показатель креативности. Хотя я бы поверил скорее в личность харизматическую…» | |
В прибыли, полученной от реализации любой продукции, немалая толика труда дизайнера, ведь его задача — «показать товар лицом». Причем так, чтобы покупатель сразу его заметил и приобрел. Поэтому дизайнеру просто необходимо знать рынок и потребителя, на которого рассчитана продукция. «Но и этого еще недостаточно, — продолжает Максим Дунаев, креативный директор рекламного агентства, дизайнер-полиграфист. — Установлено, что, листая журнал, читатель смотрит на страницу в среднем 1,5 — 2 секунды. Дизайнер должен суметь разработать макет таким образом, чтобы он привлек внимание к рекламируемому продукту за максимально короткое время. Причем, размер макета не имеет значения, и делать рекламные щиты (6х3 метра) тоже довольно непросто. Проезжающим водителям и пассажирам некогда вникать в детали. Чтобы человек успел разглядеть информацию на плакате, нужно следовать законам компоновки элементов и организации рекламного пространства».
— Перспективна ли профессия дизайнера или это просто дань моде? — Конечно, перспективна! Оглянись вокруг: облик всех предметов, включая рулон туалетной бумаг, — это продукт работы дизайнера. Или думаешь, что и рулон — дань моде? Согласись, необходимость. Многие профессии, казалось бы, не имеющие ничего общего с дизайном, не обходятся без него. Например, шеф-повар ресторана — тоже дизайнер. Прежде чем подать блюдо, он подумает КАК его подать: ведь вначале посетитель увидит, и лишь потом попробует на вкус. Ни аромат, ни предполагаемые вкусовые качества не возбуждают аппетит так, как внешний вид блюда. Вот и получается, без дизайна (как в простой и легкоусвояемой форме утверждал герой кинофильма «Волга Волга»): «и ни туды, и ни сюды».
— Главное в работе дизайнера? — Понятие «дизайн» — весьма многопланово. Включает и идею, и исполнение, и расчет возможной реакции потребителя. Не забываем технику и технологию исполнения. По сути, дизайн призван не просто решить проблему внешнего вида продукта (визуальное восприятие — определяющее), но и его утилитарность, то есть пригодность в быту. Не стоит забывать о психологическом факторе восприятия продукта. Попросту говоря, о реакции «нравится — не нравится». От этого в конечном итоге зависит результат, на который рассчитывает заказчик, обращаясь к дизайнеру. Чем выше профессионализм дизайнера — тем большая отдача от готового полиграфического продукта. Начиная от логотипа и заканчивая оформлением статьи или буклета. Это может быть все что угодно! Любой статичный предмет (даже спичечный коробок) — носитель визуальной информации. Обязанности дизайнера-полиграфиста зависят именно от того, что хочет получить клиент. Но стандартный «джентльменский набор» примерно таков — разработать макет, согласовать с заказчиком, технически безупречно исполнить (чтобы облегчить труд коллегам из типографии), запустить в производство и проконтролировать выполнение.
— Почему выбрал именно эту профессию? Хотел бы сделать иной выбор? — Честно говоря, в полиграфии я случайный человек, как впрочем, и немало моих коллег. Благодаря стечению обстоятельств устроился на работу в типографию. Прошел курс «молодого бойца», а дальше — вверх по карьерной лестнице. Начал с наборщика текстов и по прошествии пяти лет стал начальником издательского отдела. К моменту увольнения из типографии в моем подчинении было 22 человека, включая корректоров. Ну, а потом начались другие проекты, пришлось решать иные вопросы. Считаю свой первый опыт работы незаменимым.
— Дизайнер — это профессия или увлечение? — Ни то и ни другое. Скорее всего, это путь. Обычно от увлечения до профессии. Когда за хобби начинают платить — это уже профессия. Ну, а по поводу того, творчество это или ремесло, — каждый решает сам: либо творить, либо халтурить. Халтура профессионала может выглядеть верхом творчества для новичка: разница — в гонораре. — Каждый ли владеющий необходимым пакетом программ, может работать дизайнером? Обязательно ли уметь рисовать? — Каждый ли взявший в руки лопату и секатор станет Мичуриным? Умение рисовать у каждого дизайнера на разном уровне. Кто-то предпочитает делать наброски от руки или полностью готовить макет «живьем», кто-то делает все, пользуясь компьютером. Не имеет значения, КАК ты выполнишь поставленную задачу, и какими средствами или программами воспользуешься — важен результат. Ну, а по поводу владения пакетами программ метко выразилась героиня «Служебного романа»: «Можно и зайца научить курить. Нет ничего невозможного для человека с интеллектом». А вот креативно мыслить научиться довольно сложно. Да и наклонности играют немаловажную роль. Недаром кто-то выбирает работу охранника, кто-то — дизайнера. Каждое время рождает потребность в определенных профессиях. Я, например, никогда не создам полотна типа «Джоконды», а Леонардо Да Винчи вряд ли сделал бы рекламу колы.
— Каковы требования работодателей к дизайнерам (возраст, опыт работы, образование, пол…)? — Стандартные требования можно увидеть на любом сайте с предложениями о работе или, что более доступно, в вашем издании. Пол, я думаю, не играет особой роли. Само собой разумеется, что работодатель хочет получить первоклассного специалиста за малые деньги, но на то вам и голова, чтобы думать и совесть, чтобы не разорить, пусть пока потенциального, но все же, босса. Как говорит один мой коллега, «мало — знать себе цену, главное — пользоваться спросом».
— Какой внешний вид сопутствует успешности? Для «победы» на собеседовании нужен костюм с галстуком или сойдет «творческий беспорядок»? — Главное — опрятность. Мы привыкли встречать по одежке, но я считаю, что это не главное. Все зависит оттого, насколько претендент уверен в своих силах. Если на тебе костюм от Версаче, это еще не значит, что тебя примут на должность. Ведь придется предъявить наработки, идеи, именно это — главный «костюм» специалиста. Я знаю дизайнеров, придерживающихся официального стиля в одежде, но большинство, пожалуй, предпочитают практичность в одежде. Лично я большую часть времени хожу в джинсах. Конечно, если вас пригласят на званый ужин или корпоративную вечеринку с целью представить потенциальному работодателю, полагаю, рваные джинсы от DG будут неуместны.
— Каковы средние зарплаты дизайнеров. И есть ли перспективы карьерного роста? — О гонорарах можно говорить до бесконечности, но для начинающего дизайнера зарплата 150 у.е. — это нормально. За эту сумму вы должны уметь хотя бы нарисовать прямоугольник и сохранить его на диске. Это уже что-то. А дальше — 250 у.е. — для тех, кто может отличить CMYK от RGB. Уже за это в типографии спасибо скажут. Далее — насколько хватит опыта, фантазии, амбиций и профессионализма. Скажу только, что 2000 у.е. в месяц — не предел, хотя речь о полиграфии уже может и не идти. Карьерный рост отмечается, в первую очередь, ростом заработной платы. У дизайнера ВСЕГДА есть перспектива. Если перспективы он не видит, это уже не дизайнер. Скорее — его директор.
— Опиши свой рабочий день. — О настоящем распорядке говорить не буду — я это заслужил. А вот несколько лет назад мой рабочий ритм был довольно энергичен. Во-первых, приходилось самому искать заказчиков (это теперь большинство моих клиентов — «жертвы рекомендаций»). Во-вторых, знаний и опыта было поменьше, поэтому приходилось не просто работать с утра до ночи, но и успевать учиться в процессе работы. Здесь любопытство и умение соображать очень пригодятся. Так что традиционный 8-часовой день пятидневной рабочей недели дизайнера — лишь условность для отдела кадров. В действительности, это 10-14 напряженных часов. И основная работа — как раз не за монитором компьютера, а в метро, ночном клубе, дома или в гостях — ведь вдохновение не выбирает обстановки. Даже сидя в чате, продолжаешь обдумывать текущую работу.
— Плюсы и минусы профессии. — Многие считают минусом принцип «КЛИЕНТ ВСЕГДА ПРАВ». Но, по-моему, скорее это организующий фактор. В плюсы можно записать то, что не дает упасть духом и в трудные минуты поддерживает «на плаву» — удовольствие от того, что занимаешься любимым делом. Да и вариантов других у нашего брата-дизайнера нет, кроме как полюбить свое дело, иначе за него не стоит и браться. |