СТИЛЬНАЯ ПРОФЕССИЯ
Желание потребителя, чтобы ему «сделали красиво», подразумевает высокие требования не только и не столько к качеству товара, сколько к его оформлению. Не говоря уже о высшем уровне — неповторимости образа бренда. Нужно ли еще что-либо говорить о востребованности специалистов этого профиля? Наверное, да.
Историческая справка: истоки слова «дизайн» в итальянском «disegno» — так в эпоху Ренессанса обозначали проекты, рисунки и лежащие в их основе идеи. В XVI веке в Англии появляется понятие «design», дошедшее до наших дней и в дословном переводе означающее разработку, конструирование (а также замысел, чертеж, узор). В русском языке понятие «дизайн» трансформировалось в оформительское искусство, тесно связанное с изобразительным. |
|
ПРОСТО ДИЗАЙН? Сфера приложения дизайнерских знаний и идей грандиозна — они присутствуют повсюду и во всем, что нас окружает. Помимо наиболее популярных — специалистов по дизайну интерьеров и одежды — часто требуются дизайнеры по графике и упаковке, рекламе, а также транспортному, ландшафтному, дизайну аксессуаров и ювелирных украшений, промышленному, web-дизайну, текстильному, солнцезащитных очков и даже окружающей среды. Понятие «дизайн» применимо к любому виду деятельности. В нашей стране отношение к дизайнерам складывалось сродни отношению к вольным художникам. По сути, творцами являются и те, и другие, отличие лишь в том, что дизайнер создает работы не ради искусства, а для заказчика и обязан иметь четкое представление о потребностях клиента. Задачи дизайнера определяются запросами социума, а, отнюдь, не импульсивными порывами творческой натуры. А воплотить в жизнь чужую идею непросто. Сделать это бывает не менее сложно, чем придумать свою. Например, заказчик говорит: «Мне нужно что-нибудь сдержанное, в английском духе, но в то же время дружелюбное и уютное». Вы знаете, что бы это могло быть? Если «да», тогда вы — прирожденный дизайнер!
ДВУЛИКИЙ ЯНУС Предложений о работе много. Только устроиться непросто. Почему? Технический прогресс не стоит на месте. Новые возможности компьютерных программ позволяют создавать все более разнообразную продукцию. Естественно, возрастают и требования работодателей к дизайнерам (наличие художественных способностей и креатива даже не обсуждается). Обязанности и требования, предъявляемые к дизайнеру, зависят от специфики работы. Наиболее востребованы специалисты по графическому дизайну или дизайнеры-полиграфисты (см. диаграмму). Это и немудрено — сегодня создание ни одного вида печатной продукции не обходится без участия дизайнера. Полиграфический дизайн включает рекламный дизайн (проспекты, визитки, открытки, буклеты), дизайн упаковочной продукции и собственно полиграфический (книги, журналы, брошюры). В полиграфическом дизайне могут найти работу специалисты двух типов: с художественным или техническим образованием. Первые обычно занимаются разработкой стиля издания, создают иллюстрации, которые сканируются и вводятся в ПК. Они должны разбираться в живописи, технике рисунка, основах композиции, скульптуре и даже психологии. Представители другого типа специалистов — выпускники технических вузов — отменно разбираются в компьютерной технике и в совершенстве владеют пакетом графических программ. Необходимо учесть, что работы для полиграфии выполняются обычно на компьютерах системы Macintosh (MAC), а не PС, с которыми привыкли работать пользователи. Существует некий «джентльменский» набор графических программ, которыми должен владеть специалист по дизайну: CorelDgaw, Free HAND, Adobe PhotoShop, Corel PhotoPaint, Painter, Illustrator. Как правило, именно компьютерщики первыми осваивают web-дизайн — создание и оформление страниц в Интернете (по спросу — второе место на рынке труда). Третье место принадлежит дизайнерам-верстальщикам. Эта профессия возникла в результате стремления издателей ускорить издательский процесс и (что уж скрывать!) сэкономить деньги. Трудно сказать, позитивно ли отражается на качестве работы объединение разноплановых профессий (представьте себе режиссера-костюмера), но дизайнеры-верстальщики пользуются большим спросом. Им необходимо дополнительно знание программ QuarkXPress или Adobe PageMaker 7.
МОЛЧАЛИВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ Процесс трудоустройства дизайнеров имеет свои особенности. «Собеседование с кандидатом на вакансию проходит практически молча, — рассказывает Виктор Женилов, арт-директор рекламного агентства «Образец». — Потому что самое важное для любого дизайнера — portfolio, т. е. образцы работ. |
|
Большинство работодателей придерживаются мнения, что примеры работ во многом «говорят» о дизайнере лучше всяких слов. Именно хорошее портфолио, а не умение рассказывать о своих успехах дает специалисту шанс получить работу». Путь трудоустройства каждый дизайнер выбирает по своему усмотрению. Можно работать «вольным художником» под собственной маркой или даже в своей дизайн-студии. Конкурентов сегодня предостаточно, но действительно классный специалист без работы не останется. Путь более простой — работа постоянным дизайнером в компании, издательстве или рекламном агентстве. Этот вид деятельности менее творческий, но более стабильный. Впрочем, не всегда работу приходится искать, часто работодатели находят талантливых криэйторов сами. Идеальным способом заявить о себе и поднять свою стоимость — поучаствовать в выставках: именно там работодатели предлагают авторам понравившихся дизайнерских работ вакансии с неплохими условиями.
AVERS И REVERS
В отличие от художников, которые не могут наверняка ответить на вопрос, принесут ли плоды их вдохновения ощутимые результаты в виде дензнаков, перед дизайнерами такая проблема не стоит — они работают под заказ. «Дизайнер не может себе позволить творить, когда есть вдохновение, — комментирует Евгений Мелихин, дизайнер-фрилансер. — Новые задумки нужно реализовать точно в сжатые сроки. При этом всегда есть страх ответственности. Дизайнер банально тратит деньги заказчика. Иногда немалые. И вся ответственность за решения лежит на нем». Несмотря на неплохие зарплаты, дизайнеры выпадают из обоймы общих требований и подходов к должности: оклад, премия, бонус и т.п. Все это сугубо индивидуально. |
|
Среди минусов — отсутствие вертикального карьерного роста. Более уместно говорить о росте профессионализма и увеличении уровня доходов. Безусловно, при желании и возможностях можно открыть собственную дизайн-студию и стать директором. Преимуществом профессии дизайнера является возможность работать по принципу фриланса, генерируя идеи в домашних условиях. Продолжительность работы над проектом может колебаться от часа до нескольких дней — все зависит от заказчика и полета фантазии. Поскольку на рынке дизайна много самоучек, работодатели отмечают дефицит квалифицированных специалистов, а поэтому есть возможности для профессионального роста. Любая ошибка в дизайне не фатальна — ее можно исправить. Продукция дизайнера не требует вложений собственных средств. В этой профессии необходимо постоянно учиться, чтобы не отставать от модных тенденций и успевать осваивать новые программные продукты. Дизайнерами становятся люди самых разных профессий с разным жизненным опытом. Зачастую хобби перерастает в профессию. Если вы хотите стать дизайнером, подумайте, будет ли вам интересно заниматься этим спустя какое-то время? А всю жизнь? И если «да», дерзните показать миру что такое «красота» и как с ней жить. |