Вряд ли. Косметологией нужно жить и болеть, ведь такой, казалось бы, романтичный процесс превращения «утят» в «лебедей» на поверку оказывается нелегким испытанием. Внешность человека напрямую связана с его настроением и даже характером. Вот и приходится косметологу ежедневно выступать в роли психотерапевта — искоренять подростковые комплексы, сглаживать обиды, нанесенные клиентам окружающими, гасить конфликты, лечить депрессии. Каждому нужно уделить внимание, найти индивидуальный подход. Кроме того, в косметологии, как и в медицине, приходится забывать о чувстве брезгливости. Поэтому бесконечная любовь к людям — главное профессиональное требование. ВСЕ ОБРАЗУЮТСЯ Ну, а работодателей интересуют более прозаичные вещи. Во-первых, образование. Куда пойти учиться? Все зависит от того, какое направление вас интересует больше — пластическая хирургия, лечебная косметология или так называемая «профилактическая». Не ошибется тот, кто сделает ставки на «пластику» — в последние годы индустрия «хирургической красоты» стала весьма востребованной. Люди, сделавшие себе состояния в начале 1990-х, обнаружив через десятилетие, что молодость не вечна, бросились исправлять просчеты природы к хирургам. А вот среди них-то профессионалов пока и не хватает, так что это направление весьма перспективно. Для того чтобы стать пластическим хирургом, нужно закончить медицинский вуз, пройти подготовку в интернатуре по специальности «общая хирургия», а уж затем получить специализацию по пластической хирургии. Высшее медицинское образование необходимо иметь и тем, кто решит стать врачом-косметологом. После лечебного факультета придется пройти специализацию по дерматологии, а затем — по косметологии. Такое многоступенчатое образование дает возможность овладеть более широким спектром навыков, чем рядовой косметолог, и работать в клиниках с акцентом на лечебную практику в области дерматологии. Вот только предложений трудоустройства от таких клиник — всего 4%. Подавляющее большинство работодателей — владельцы салонов красоты, где дипломированный врач может применить образование в лучшем случае на малую толику. Так что решать вам, стоит ли ради этого тратить несколько лет на обучение в вузе. Образовательная программа-минимум для обычного косметолога — среднее медицинское образование плюс специализированные курсы (обратите внимание на наличие лицензии, в противном случае могут возникнуть проблемы при трудоустройстве). Хорошие курсы длятся не менее трех месяцев и содержат равное количество практических и теоретических занятий.
КУДА ДУЮТ ВЕТРЫ КОСМЕТОЛОГИИ Уже в процессе обучения каждый специалист выбирает приоритетное направление. «Условно косметологи делятся на три группы. Одни работают «по лицу», другие — «по телу», третьи становятся универсальными специалистами, так называемыми эстетистами, — говорит Наргиза Нигматова, косметолог Центра лазерной косметологии «Фабрика красоты». — Заработок последних не очень зависит от сезонных колебаний. По проблемам, связанным с лицом, обращаются, как правило, после летнего отдыха, когда у клиенток пересушена кожа, появляются пигментные пятна от солнца. А вот с просьбами «подтянуть» тело приходят в конце зимы — в начале весны, чтобы к «периоду купальников» кожа была упругой, а формы — стройными…». Специализироваться можно и по направлениям косметологии. Как правило, у каждого косметолога свой «конек» — кто-то неподражаемо делает чистки лица, кто-то знает все о пилингах; кто-то специализируется на модном ныне SPA, кто-то — на популярных лазерных технологиях. Но больше шансов трудоустроиться в хороший салон, конечно, у тех, кто владеет многими современными технологиями и работал с разными косметическими линиями.
«ТЩАТЕЛЬНЫЙ УХОД» ЗА КАРЬЕРОЙ Начинать карьерный путь лучше всего со специализированных косметологических клиник — разнообразие их методик и сотрудничество со спе циалистами разных профилей станут хорошей практикой. Не стоит все же сбрасывать со счетов и то, что 70 процентов работодателей при трудоустройстве требуют опыт работы. Поэтому если вам не удастся устроиться в крупную клинику, можно начать с салона эконом-класса — они занимают наибольшую долю рынка и при этом не предъявляют к соискателям повышенных требований. Во время собеседования с работодателем необходимо продемонстрировать коммуникабельность, умение «чувствовать» клиента. На это обратят внимание в первую очередь. Желательно подробно рассказать о том, какими методиками владеете, на какой косметике обучались. При этом не рекомендуется критиковать другие косметические линии — лучше заострить внимание на достоинствах тех, с которыми вы работали. Кстати, обязательно позаботьтесь о безупречности внешнего вида — это наглядная демонстрация ваших профессиональных качеств. Приобретя некоторый опыт, вы сможете претендовать на работу в салонах бизнес-класса или в VIP-салонах. Они обслуживают наиболее платежеспособную часть населения и используют самые эффективные возможности косметологии и космоцевтики. Что касается оплаты труда, косметологи могут получать как неизменную ставку ($200-400), так и проценты от принесенной ими выручки (10-30%). Кроме того, не меньшую сумму можно получить и чаевыми.
PRO И CONTRA При этом не стоит забывать, что заработки косметолога носят сезонный характер. Среди прочих особенностей профессии — необходимость постоянно учиться, ведь косметология все время развивается, а клиенты требуют все новых и новых методик преображения. Вообще, общение с клиентами — особое искусство, требующее энергетических и психологических затрат. Поэтому часто косметологи подвержены стрессам и заболеваниям нервной системы. Среди положительных моментов профессии, кроме хороших заработков, — возможность работать по особому графику. Это позволяет некоторым косметологам принимать клиентов на дому, обеспечивая тем самым дополнительные доходы. «Когда я работала медработником, пациенты зачастую даже не знали, как меня зовут, — говорит Ярославна Яцюк, косметолог центра лазерной косметологии «Фабрика красоты». — А здесь меня ценят и уважают. В этой профессии я сделала себе имя без многолетнего изнурительного обучения в вузе, интернатуре, ординатуре. Думаю, это большой плюс косметологии». Неудивительно, что большинство работников индустрии красоты любят свою профессию за те слова благодарности, которые искренне выражают клиенты, ставшие лучше, красивее, ближе к новой личной жизни. Недаром говорят, что красота — страшная сила. Поэтому и косметологи — сильные люди. Они пытаются сделать мир лучше… |