Каковы перспективы работы в печатных СМИ? «В издательском деле сейчас небольшой спад по газетным тиражам, — рассказывает Тимур ДУШКО, главный редактор еженедельника «Учись, работай, отдыхай». — Тенденция сокращения читательской аудитории у газетчиков характерна не только для Украины, но и для Европы и США. Читатель стал более ленивым и предпочитает Интернет или телевидение. Но газеты будут жить, и развиваться — вне сомнений. Просто на плечи редактора ложится задача повышения качества издания, создания интриги в каждом номере. А залог успеха — актуальность материалов и правильный издательский маркетинг». — Опишите рабочую неделю редактора. — Каждый рабочий день начинается в полдевятого с просмотра поч-ты, читательских анкет, новостей в Интернете, анонсов событий, которые происходят в Киеве. Из множества мероприятий приходится выбирать те, которые вписываются в концепцию издания. В понедельник планирую неделю, хотя давно понял, в нашей работе спланировать все невозможно: рабочий ритм вносит свои коррективы. Постоянно поддерживаю контакт с пресс-службами министерства труда и министерства образования (они информируют о незапланированных пресс-конференциях и приездах делегаций). Стараюсь бывать и на политических тусовках. Хотя издание аполитично, считаю, что это необходимо для поддержания формы. Рабочий день обычно заканчивается около 20.00. — Что входит в обязанности редактора? — Работу редактора можно разделить на внешнюю и внутреннюю деятельность. К внешней можно отнести позиционирование еженедельника на рынке среди изданий-конкурентов. Для этого необходимо устанавливать и поддерживать множество контактов (не только с газетчиками, но и с работниками радио, телевизионщиками). Главная «внутренняя» задача — соблюдение генеральной концепции издания. В соответствии с этим происходит редактура статей и объявлений о вакансиях. Приходится отсеивать «сомнительные варианты», предлагающие, например, заманчивые услуги. Еще одна важная задача — сохранить и сплотить коллектив. Главред — своего рода связующее звено между учредителями и коллективом, поэтому приходится постоянно лавировать в поисках компромиссных решений.
— А как вы поступаете, если ваша точка зрения не совпадает с мнением автора публикации? — Конечно, могу высказать свою точку зрения, но это отнюдь не означает, что материал не будет опубликован. Перефразируя известный принцип торговли: «автор всегда прав… со своей точки зрения». Например, журналист принес материал с рейтингом институтов, а у меня иные сведения о позициях вузов. Значит, мы просто использовали разные источники информации. Как редактор я обязан править стилистику и грамматику текста, но мысль, идея автора должна быть сохранена. В нашей редакции не принято критиковать материалы, я согласен с мнением Д. Карнеги о том, что критика бесполезна, ибо она заставляет человека обороняться. Тематика и все спорные вопросы обсуждаются на планерках, поэтому ни один автор не работает «на корзину».
— Должность главного редактора — это потолок карьерного роста? — Интересный вопрос. По штатному расписанию должность главного редактора — это потолок. Но в творчестве не бывает потолка, расти и совершенствоваться в написании статей можно бесконечно. Многие редакторы уходят в другие издания, на телевидение, или госслужбу. Некоторые создают свои проекты. Переход на новый творческий уровень не дает застояться, погрязнуть в бюрократии.
— Редактор должен писать? — Обязательно. Научить авторов (особенно молодых) придерживаться определенной концепции издания можно только личным примером, по казывая, что ты сам можешь писать интересно. Я никогда не давил на журналистов, не говорил, что мне нужно написать именно так. Просто давал им свои материалы, они прочитывали и старались придерживаться редакционной политики. И потом, редактор не должен терять форму и квалификацию.
— По аналогии с названием вашего издания «Учись, работай, отдыхай», расскажите, пожалуйста, где вы учились, где работали, и как любите отдыхать. — Благополучно добравшись до последнего курса Винницкого сельхозинститута (по специальности генная инженерия), понял, что мое призвание — журналистика. Начал публиковаться в местной прессе, постепенно добрался до телевидения: работал ведущим авторской программы. После серии публикаций, посвященных контрабанде алмазного сырья, меня пригласили на учебу через американское посольство. Так я стал одним из первых выпускников американской программы подготовки журналистов IREX ProMedia Ukraine. Факультеты были разбросаны по странам Европы, например, курс политической журналистики я изучал в Будапеште, а экономической — в Варшаве. Впоследствии работал главным редактором в 5 медиапроектах, и пресс-службах. Лучшим отдыхом считаю возможность пообщаться в обстановке «без галстуков». |