Как известно, успех любого дела на три четверти зависит от системности подхода его исполнителей. Особенно это утверждение критично для обработки информации. Неудивительно, что серьезность компании косвенно определяется по вниманию к компьютерному парку, сетям и системам хранения данных. Разбираться во всем этом призваны особые специалисты — системные администраторы, без которых любой современный бизнес просто остановится.
Игорь Диденко: «Подготовка системного администратора, пожалуй, даже проще, чем подготовка руководителя к пониманию необходимости в системном администраторе»
Взглянуть на эту специальность «изнутри», глазами профессионала, состоявшегося на все сто, нам помог Игорь Диденко, системный администратор инвестиционной компании «Форум-инвест».
-
Игорь, прежде всего, как любят говорить сотрудники инофирм, давайте сформулируем «миссию» и «визию» системного администратора. Что это за человек?
-
Сисадмин — представитель современной профессии, требующей множества различных специальных знаний, как из области системотехники, компьютерного «железа», так и программного обеспечения. Его типичные обязанности — поддержка многопользовательской компьютерной системы, включая локальные и глобальные вычислительные сети, предотвращение проникновения вирусов, ответы на вопросы пользователей…
-
Да, о трениях между админами и ламерами ходят просто легенды… У вас такое тоже бывало?
-
Ситуации складывались разные. Естественно, ламеры никому не нравятся, но с другой стороны, кто такой ламер? Вполне возможно, это хороший бухгалтер, который не разбирается в компьютере и программном обеспечении. И я, в общем-то, стараюсь понять такого человека и то, что ему ни к чему разбираться в тонкостях операционной системы или компьютерного «железа». Поэтому я не разделяю убеждения системных администраторов, утверждающих: «Мы тут все крутые, а все вокруг ламеры». Это все равно, если водитель автобуса будет говорить: «Я самый крутой, умею водить автобус, и у меня полный салон ламеров, которые не умеют водить автобус». А может, им это и не надо? Они пассажиры, они просто едут на этом автобусе, а водитель должен везти. Системный администратор — это просто обычная работа, такая же, как у водителя автобуса. Он везет, пользователи — едут.
-
В каких вузах обучают системщиков?
-
Большинство таких специалистов — по образованию инженеры-программисты или инженеры-системотехники, выходцы из КПИ (факультет информатики и вычислительной техники). Именно там можно получить достаточно серьезные знания и шикарный стартовый опыт. Например, продвинутые студенты и аспиранты администрируют кафедральные системы. Помимо технических вузов существует масса всевозможных курсов, на которых фирмы-производители программного обеспечения обучают специалистов «под себя». Тот же Microsoft, например, готовит системщиков, которые умели бы грамотно и правильно обслуживать их продукцию. При этом оплата за обучение на таких курсах может быть символической либо отсутствовать вообще. Но не стоит забывать, что такое обучение — альтернативное, оно не дает глубоких знаний. Впрочем, многие мои коллеги считают, что образование системному администратору совершенно не нужно, потому что у нас оно зиждется на базе, созданной несколько десятков лет назад. С другой стороны, без образования нет основы. Есть, конечно, много системщиков-самоучек, которые получают необходимые знания какими-то альтернативными средствами. Тем не менее, я считаю, что человек с высшим техническим образованием пойдет по специальности намного дальше, и перспектив у него — намного больше. Да и в солидных фирмах отдают предпочтение специалистам, имеющим диплом престижного вуза.
-
А может ли работать системным администратором продвинутый пользователь?
-
Может. И очень часто работает. Мы же говорим о том, что есть хорошие системные администраторы, а есть не очень. Но эти «не очень» запросто могут работать.
-
То есть, само все работает, главное — поддерживать режим…
-
Вот это — очень типичное заблуждение. И наиболее губительное, если посещает руководство. Иногда руководитель считает, что сам факт покупки дорогого и шикарного оборудования является гарантией его успешной работы: «Ну, как же так? Мы заплатили деньги, и оно должно работать». Почему-то ни у кого не возникает мысли, что автомобили должны сами ездить. Все понимают, что надо покупать масло, бензин, проходить техосмотр… Это считается нормальным, а то, что компьютерами надо точно так же заниматься, почему-то не у всех укладывается в голове. Вот когда системщик попадает на такую фирму, сразу возникает вопрос — нужен ли такой специалист вообще. А если нужен, то «давайте дадим ему 200 грн, и этого будет достаточно. И все у нас будет работать замечательно». Соответственно, так оно и будет работать. На все деньги, без сдачи…
-
Как же убедить руководителя, что работа профессионала должна соответственно оплачиваться?
-
Это сложный вопрос. Подготовка системного администратора, пожалуй, даже проще, чем подготовка руководителя к пониманию необходимости в системном администраторе. Когда меня приглашают на какую-то работу, я всегда спрашиваю руководство — вы в курсе, что вам нужен системщик? Такое осознание приходит с опытом, когда оборудование вдруг перестает работать, фирма несет убытки, теряется информация, уничтожаются данные, потеря которых иногда может стоить просто баснословных денег. Если вдруг теряется база в конце года, и невозможно сдать отчеты, и пошли штрафы, и понеслись проблемы — все это может иногда очень дорого стоить.
-
Но тогда руководство просто обязано быть заинтересовано в том, чтобы системный администратор работал долго… Текучка кадров тут не приветствуется?
-
Да, текучка — это, в общем-то, катастрофа для дела. Хотя опять же, все зависит от того, кто стоит наверху. Бывают руководители, которые меняют сисадминов, как перчатки. Иногда я называл сумму, которую хотел бы получать, а в ответ слышал: «Ты что, родной? За такие деньги я найду пять студентов, и они будут пыль вытирать, шнурки мне завязывать на ботинках, и все, что угодно делать»…
-
А что лучше — 5 студентов или 1 профессионал?
-
Ну, это зависит от того, какой требуется результат. Я знаю, чем заканчивается работа пяти студентов — «пивом», играми по сети, крушением системы, потерей данных… Это нормальный расклад, я тоже был студентом и прекрасно знаю, как это бывает. Но если речь идет о серьезной работе…
-
А сколько может заработать студент без опыта работы и сколько — профессионал?
-
Все зависит от того, какую работу удастся найти. Это как с зарплатой дизайнера. Среди них есть такие, которые работают за 100 у.е., а есть те, кто получает не меньше 5 тыс. у.е. В кругу моих коллег сложилась примерно та же ситуация. Совершенно не проблема найти сисадмина за 500 грн в месяц. Есть масса студентов, которые прочитали много умных книг, и которые считают себя системными администраторами. Для них это как бы хорошо — опыт, практика какая-то. Но для фирмы, которая берет такого сисадмина, обычно все очень печально заканчивается. Если же говорить о нормальной оплате труда, то тут все зависит от объема поставленных перед человеком задач. Дело в том, что есть разные системы, и обслуживание каждой из них имеет свои нюансы. Если это какой-то маленький офис, где всего 2-3 компьютера, то там сисадмины, как правило, приходящие — один-два раза в неделю примерно за 50 у.е. У админа этого типа в активе может быть два десятка таких фирм. И он будет все успевать, справляться и при этом получать приличные деньги. А требования к нему будут совершенно никакими, потому что администрирование системы из 3 компьютеров особых сложностей не составляет, как правило. Но есть и системы, состоящие из большого количества компьютеров перед которыми стоят сложные задачи. Очень часто это бывает связано с режимом реального времени — таковы, допустим, системы продажи билетов. Они ведут учет, базу, а сбой в такой системе — убытки, иногда просто колоссальные. Так вот, человек, обслуживающий такую систему, может рассчитывать и на 300 у.е., и на 500 у.е., и на 1 500 у.е. Это нормально.
-
Есть ли потолок карьеры у системного администратора?
-
Сисадмин умирает сисадмином. Переквалифицироваться ему просто не на кого…
-
Игорь, что бы вы могли порекомендовать тем, кто пытается определиться, стоит ли становиться сисадмином?
-
Может, это и банально, но работа должна быть любимой. Если она нравится, ею хочется заниматься всю жизнь. Если она не нравится, лучше себя не насиловать, не издеваться над собой и заниматься другим, более привлекательным делом. Нельзя сказать, что работа системного администратора какая-то суперпривлекательная; мне неизвестно ни одного случая перевоплощения моего коллеги в крутого бизнесмена-миллионера. Как правило, хороший сисадмин остается просто хорошим сисадмином…