Если еще несколько лет назад претендовать на вакансию водителя мог практически любой обладатель водительских прав соответствующей категории, более или менее знающий Киев, то теперь ситуация в корне изменилась. И сегодня для получения работы в солидной компании одного умения крутить баранку уже недостаточно.
ЧЕЛОВЕК ЗА РУЛЕМ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Традиционно профессия водителя объединяет несколько специализаций: водители грузового, легкового и пассажирского транспорта, водители-экспедиторы, персональные водители, водители-охранники. Профессиональные навыки стоит рассмотреть детальнее: водитель должен уметь управлять автомобилем в разных условиях, знать способы определения и устранения неисправностей, правила технического обслуживания, устройство автомобиля. Для водителя-профессионала чрезвычайно важно иметь оперативное мышление, навык молниеносного анализа быстро меняющейся дорожной ситуации (что невозможно без наблюдательности и бдительности), способность к оперативному принятию решений и определенному прогнозированию. Профессия предъявляет определенные требования к физической подготовке и состоянию здоровья (важная составляющая — отсутствие алкогольной зависимости).
ТРЕБОВАНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ
На столичном рынке труда сегодня спрос на водителей грузовиков вдвое выше, чем на водителей легковушек (см. диаграмму 1): «водителей со своим авто» (из грузовых наиболее востребованы «Газель» и «Бычок») подыскивает почти треть работодателей. Тенденция вполне закономерна: к своей машине водитель относится бережнее, а фирме выгоднее доплачивать за аренду, чем брать кредиты на покупку новых машин. Из числа владельцев легковых автомобилей наибольшим спросом пользуются хозяева «каблуков», универсалов и хэтбеков. Иногда оговаривается возраст авто, например, «не старше 5 лет». Из дополнительных бонусов водителям этой категории работодатели предлагают компенсацию за бензин, амортизацию, мобильную связь и оплату обедов. На образование мало кто обращает внимание. Работодателя больше интересует водительский стаж (как правило, от года до пяти, чаще три), отсутствие вредных привычек и надежность. imgs/article/p5_42_graf1.jpg В требованиях к возрасту соискателей (выдвигаются в трети объявлений) нижняя возрастная граница начинается с 35 лет. Кстати, водитель — одна из самых «великовозрастных» специальностей. Если полгода назад верхняя возрастная планка составляла 45 лет, то сейчас она опустилась до 55. «Водителям, не достигшим 25-летия, устроиться на хорошее место довольно проблематично, — комментирует Владислав Яценко, руководитель службы доставки компании «Евротранс». — Неженатых соискателей на должность водителя берут тоже весьма неохотно: женатые надежнее». Кроме возраста и стажа, работодателей интересуют прописка (оговаривается в каждом пятом объявлении), отсутствие вредных привычек и хорошее знание Киева. Несмотря на то, что упоминание о необходимости предоставления медицинской справки зачастую отсутствует, ее наличие подразумевается априори.
ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ВОДИТЕЛЬ
Резко возросла популярность «персональных водителей» (около четверти опубликованных вакансий). Помимо хороших зарплат здесь возможна масса преимуществ: к примеру, питание в ресторане, в котором питается шеф, повышение шансов личной безопасности (косвенно — услуги телохранителя шефа), посещение мероприятий, на которые приглашают хозяина, спортивных клубов… К персональным водителям предъявляются самые высокие требования: кроме досконального знания города и ненормированного рабочего дня (готовность находиться на службе до тех пор, пока шеф не решит, что ваш рабочий день окончился, способность «прибывать» по первому требованию в любое место в любое время суток), потребуется и умение быстро восстанавливаться. Только 21% работодателей предпочитают личных водителей с собственным автомобилем. Для того чтобы попасть на работу в хорошую компанию, необходимо выдержать, как минимум, проверку службы безопасности. Людей, имеющих склонность к потреблению алкоголя и наркотиков, любителей азартных игр однозначно отсеют. Не котируются и бывшие сотрудники госбезопасности и милиционеры (за редким исключением вакансий водителей-охранников). Особо важным качеством является умение хранить конфиденциальную информацию, готовность молчать, когда шеф не склонен к разговорам, и поддерживать беседу, если у шефа есть желание поговорить. Плюс способность «ожидать» шефа по 5-6 часов кряду. Непросто бывает найти работу людям старше 50 лет. За редким исключением, когда вакансия (как правило, для работы в семье) предусматривает возраст от сорока и старше. Сегодня работодатели большое внимание уделяют внешнему виду персонального водителя, и словосочетание «презентабельная внешность» в объявлениях о вакансиях стало привычным. Соискатели, просматривающие подобные вакансии, могут найти неплохую работу на разъездах в серьезных фирмах. Круг обязанностей офисных водителей четко определен: они обслуживают конкретную группу сотрудников (например, отдел маркетинга или бухгалтерию), и рабочий график, в отличие от личных водителей, у них нормирован).
ОПЛАЧИВАЕМ ПРОЕЗД
Размер зарплаты зависит не только от квалификации, но и от везения, и от марки машины. В среднем, от 80 до 800 у.е., в зависимости от того, на какую вакансию претендуете — на госпредприятии или частной фирме. imgs/article/p5_42_graf2.jpgЕстественно, большую зарплату предлагают водителям на собственном транспорте (особенно на грузовом), водителям-охранникам ($400-600) и персональным водителям ($300-700). (См. диаграмму 2). Но в отличие от инженеров или балерин, у водителей всегда есть шанс подработать (тут уж сыграют свою роль взаимоотношения с работодателем), поэтому профессию можно считать весьма доходной.