Признак цивилизованности государства
История киевской почты
Я, нижепоименованный, обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом, — пред святым Его Евангелием, в том, что хочу и должен Его Императорскому Величеству, своему истинному и природному Всемилостивейшему Великому Государю Императору Николаю Александровичу, Самодержцу Всероссийскому и законному Его Императорскаго Величества Всероссийскаго Престола Наследнику верно и нелицемерно служить. (Присяга почтальона XIX ст.) |
Киевская почтовая открытка 1905 года
| |
Прогресс берет свое. Классические рукописные послания становятся редкостью, и почтальоны все чаще доставляют в наши ящики рекламную полиграфическую продукцию и подписные издания. Но так же, как некогда вопрос конкуренции между театром и телевидением, проблема электронной почты и традиционных услуг почтовых отделений оказалась просто надуманной. Есть потребитель услуги — значит, имеет право на функционирование и то и другое, тем более, что современная столичная почта кардинально изменилась…
ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ
Со времени учреждения Киевская почта прошла длинный и трудный путь. Ее история начинается с 1669 года, когда гетман Украины Демьян Многогришный подписал с московским правительством «Глуховские договорные статьи», в которых оговаривалось «устраивать в малороссийских городах почту по московскому образцу». Через пять лет в Киеве начали принимать письма от населения, организовали почтовый двор на Подоле с конюшней на 40 лошадей. Но почтовое дело продвигалось медленно и в конце ХVІІ ст. и вовсе пришло в упадок. В 1725 году Екатерина І издала Указ об учреждении почтового двора на Подоле, подчиненного городскому магистрату. После почтовой реформы 1830 года в штате служащих почтовой конторы числилось 23 человека. Первое киевское городское почтовое отделение открылось 1 июня 1840 года в центральной части города, на Печерске, хотя почтовые ящики существовали еще с 1830 года.
ПОЧТОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Хочеться отметить, что служащих почтовых отделений новому ремеслу в те времена специально не обучали, и при наборе желающих работать руководствовались исключительно особенностями характера. Например, уровнем ответственности и честности человека. При этом каждый почтальон при поступлении на службу давал клятву. С развитием почты нелегкую миссию ее доставки исправно несли военные и чиновничьи люди, в Киеве ее выполняли рейтары. Их отличали дисциплинированность и ответственность. Руководили рейтарами — преимущественно передовые, мыслящие люди, которые понимали значение почты, как признак цивилизованности государства. Работала почта регулярно. Письма из почтовых ящиков вынимались трижды в сутки. С начала ХІХ cт. почта отправлялась дилижансами, с 60-х гг. — пароходами по Днепру, а уже с 70-х — железной дорогой. Почта того времени (1909 г.) предоставляла почти весь перечень услуг, существующих и по сей день, а также выполняла немало банковских операций. В 1913 г. в Киеве функционировало тринадцать почтово-телеграфных учреждений, было вывешено более 150 почтовых ящиков. К предоставлению услуг привлекались и аптекарские магазины. О масштабах работы почты того времени свидетельствуют такие данные: штат Киевской конторы насчитывал 460 служащих, каждый из которых в течение года обрабатывал почти по 100 тысяч отправлений. Корреспонденцию доставляли 138 почтальонов на 57 участках, 4 раза в день. В 1936-37 гг. по проекту архитектора В. Осьмака и С. Германовича был сооружен дом почтамта на Крещатике, 24-26. Но история на этом не заканчи- вается…
УКРПОЧТА
В январе 2002 года создается Украинское государственное предприятие почтовой связи «Укрпочта», которое сегодня является крупнейшим национальным почтовым оператором. Его почтовая сеть насчитывает около 15 000 отделений связи и охватывает все регионы Украины. В состав предприятия входят: 30 филиалов (25 областных дирекций, Киевская и Севастопольская городские дирекции, дирекция обработки и перевозки почты, дирекция «Автотранспочта», дирекция «Издательство «Марка Украины»), 25 почтамтов, 465 узлов почтовой связи, 3600 городских, 11312 сельских, 140 передвижных, 22 сезонных отделения и 383 пункта почтовой связи. Сегодня почтальоны все также ходят с сумкой на плече, это современные образованные люди, переписывающиеся через Интернет, летающие в самолетах и без клятвенных обещаний приносящие в дома новости. Очень хочется, чтобы это были только хорошие новости, получив которые, мы на мгновенье вспоминали бы эту коротенькую историю о длинном пути гонца-почтальона. |