Нещодавно в першому читанні був ухвалений проєкт закону, який вносить зміни в певні форми трудових відносин. Кому від цього стане краще, а кому ні – давайте з’ясовувати.
Спрос на специалистов парикмахерского дела настолько же устойчив, насколько устойчиво стремление человека в любой ситуации выглядеть привлекательно. В зависимости от степени деловой активности общества меняются лишь требования и ожидания работодателей.
«Секрет успешности любого салона— в правильном подборе персонала, — отмечает Ирина Петриченко, директор салона красоты «Стиль», — причем, особое внимание уделяется подбору администратора. Именно от него зависит психологический климат в салоне и эффективная расстановка сил: именно он знает, кто из мастеров лучше может оказать определенную услугу и рекомендует клиенту соответствующего мастера».
Ведение парикмахерского бизнеса довольно выгодно, средний срок окупаемости вложений — 1,5 года. А главное — при умелом ведении дела риск безработицы минимален, поскольку спрос на услуги парикмахеров — неизменен.
«Проблемой рынка парикмахерских услуг является низкий уровень подготовки специалистов, их отставание от современных тенденций моды, незнание новейших технологий и оборудования», — считает Людмила Зубко, администратор парикмахерского салона «Люкс». — Хороших салонов среднего уровня мало, а, появившись, такой салон часто начинает необоснованно завышать расценки, и… теряет клиентуру. Стоит учитывать, что самую большую группу потребителей парикмахерских услуг составляет средний класс, а главным критерием выбора является соответствие цены услуги и качества выполнения работ, а также близость парикмахерской к дому».
Требования к персоналу
По статистике (см. диаграмму 1), не хватает косметологов, мастеров маникюра-педикюра, парикмахеров-модельеров, при переизбытке — парикмахеров-универсалов.Б Первейшее требование к персоналу — профессиональная подготовка. По действующему законодательству, принимать на работу можно мастеров, чей профессиональный уровень подтвержден дипломом о профессиональной начальной подготовке (учебный курс — не менее 1040 очных учебных часов, учебное заведение, выдавшее диплом, должно иметь лицензию на НПО). imgs/article/Grafic_big.gif Не менее важное требование — опыт работы от года до трех. Владельцы салонов красоты дорожат репутацией заведений, и заинтересованы в расширении числа постоянных клиентов. К тому же, опытные работники ошибаются реже, да и на их обучение не надо тратить ни времени, ни сил. Если образование получено в известных учебных центрах, работодатели готовы даже закрыть глаза на отсутствие опыта работы. После курсов можно рассчитывать на успех, если поднакопить хотя бы годичный опыт работы в престижном салоне. Некоторые работодатели предпочитают со «школьной скамьи» отслеживать успехи талантливых и одаренных выпускников.
Профессия парикмахера признана самой счастливой
Ученые-социологи из британской фирмы City amp Guilds провели опрос среди жителей туманного Альбиона, пытаясь выяснить, какая профессия приносит больше всего морального удовлетворения в процессе работы. В итоге оказалось, что самыми счастливыми работниками являются парикмахеры. Как утверждают представители самой счастливой профессии, они довольны своим трудом потому, что неотъемлемая часть их работы — отношения, завязывающиеся у них с клиентами. Их труд ценят: благодаря парикмахеру, люди чувствуют себя увереннее, так как хорошо выглядят. Многие представители профессии имеют возможность работать на себя, что тоже имеет значение и влияние на то, как ощущают себя люди на рабочем месте. Кроме того, в докладе британского конгресса профсоюзов прозвучала информация о том, что на долю парикмахеров в стране выпадает меньше неоплачиваемых сверхурочных часов, чем на представителей любой другой профессии. В общем, как ни крути, профессия парикмахера во всех отношениях хороша. И лишнюю копейку можно заработать, и с людьми пообщаться. Ну, а если вы вдобавок грезите о мировой славе, то и тут вам все пути открыты: звезда парикмахерского искусства Жак Дессанж, например, «достригся» до того, что смог открыть двести салонов красоты во Франции и еще около четырехсот за рубежом. Но для этого недостаточно просто хорошо стричь. Жан Нуэль Лемон, арт-директор салонов «Жак Дессанж» советует: «Сначала необходимо сделать себе громкое имя, а потом подороже продать его. Впрочем, как и в любой другой профессии. При том, что я сам парикмахер, у меня в подчинении находится 65 человек. Плох тот парикмахер, который не мечтает открыть свой салон, создать собственную школу. А для этого нужна жилка предпринимателя».
Работы хватает и опытным мастерам и молодым специалистам. Если владелец салона намерен предлагать ультрасовременное обслуживание, то молодой персонал (способный и креативный) как раз то, что нужно. Для парикмахерских «быстрого обслуживания» подойдут опытные мастера, набившие руку на выполнении работ массового спроса. А организация салона класса «де люкс» не может обойтись без «звезды» — мастера с именем. Работодатели хотели бы видеть в числе своих сотрудников людей привлекательных. Как минимум, аккуратных и ухоженных, доброжелательных и неконфликтных. Рабочий день мастеров может строиться по схеме: день через день (10-12 ч.), или утро — вечер (по 6 ч.). В среднем, мастер обслуживает за 10 часовую смену 8 клиентов. Существуют два типа оплаты: плановая система (сдача выручки за смену) и процентная (процент от выручки — как правило, 25-30%). Вторая система наиболее популярна: чем выше квалификация мастера, тем больше он получает. Отдельная статья дохода — чаевые. «Занижать процент, получаемый мастерами, невыгодно, — комментирует Светлана Лисовая, директор парикмахерской «Алиса». — Мастера станут договариваться с клиентами об обслуживании на дому, при этом салон потеряет и мастеров и проценты от возможных заказов. То же касается и чаевых: как любой вид услуг, предполагающий личное обслуживание мастером клиента, парикмахерские услуги подразумевают личные отношения (благодарность), выражаемые в чаевых».
«За» и «против» профессии
Плюсы профессии:
возможность продвижения по карьерной лестнице;
элементы творчества;
удовлетворение от качественно выполненной работы;
видимые результаты труда;
стимул выглядеть «на все сто» и возможность учиться чему-то новому;
знакомиться и общаться с разными людьми;
уверенность в завтрашнем дне — всегда есть возможность дополнительного заработка. (На сегодняшнем рынке труда этот фактор — определяющий).
Существуют определенные риски:
угроза здоровью (среди клиентов могут быть и больные; профессиональные заболевания: варикозное расширение вен, боли в спине, проблемы с суставами);
штрафы за неудачные прически или потеря клиентов;
зависимость оплаты от класса мастерства и количества клиентов: отстал от времени, пропустил новинки — остался без работы.
Средние статистические данные по европейским странам и США показывают, что парикмахерские кабинеты (базовый уровень услуг) находятся через дом, салоны среднего класса (широкий ассортимент услуг) — один на квартал, а салоны класса «люкс» (эксклюзивные услуги) размещаются точечно в центре города, в крупных торговых комплексах. Численное соотношение: 10/3/1. Такое же соотношение характерно и для столицы, однако неверное понимание бизнес-задач, стоящих перед салоном (отсутствие социального планирования, несоответствие ценовой политики уровню обслуживания), и кажущаяся легкость заработка, привели к очень высокой текучести кадров среди парикмахеров.