ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ СРОК
ДЛЯ… РАБОТОДАТЕЛЯ
Можно дать другому разумный совет,
но нельзя научить его разумному поведению.
Франсуа де Ларошфуко,
французский писатель
|
|
Испытательный срок — своеобразный период адаптации кандидата на вакансию, он будет нуждаться в помощи и поддержке многих сотрудников фирмы. Коллектив для испытуемого на этот период, как новый мир, неизведанный, интересный, но пугающий. Помогите претенденту проявить свои лучшие профессиональные качества, не нарушив корпоративный микроклимат, впустите и покажите ему этот новый мир, который, возможно, станет для него родным. Рекомендации дает Татьяна Семенюк, менеджер по подбору персонала ООО «Мануфактура».
НАЗНАЧАЕМ НАСТАВНИКА
Новичку желательно предоставить полный объем информации о системе ценностей, правилах, законах и табу, особенностях корпоративной культуры компании. Желательно закрепить за новым сотрудником наставника, который сможет взять на себя функции учителя-экскурсовода.
ЗНАКОМИМСЯ
Психологи рекомендуют официально представить нового сотрудника в коллективе в первый же рабочий день. Помимо имени и краткой биографической информации желательно рассказать о его непосредственных профессиональных обязанностях. При личном общении важно четко разъяснить требования, выдвигаемые руководством компании или начальником структурного подразделения, к их выполнению или специфике работы предприятия. Немаловажен и ответный обмен информацией — сотрудники отдела могут представиться, назвав имена и должности. Если штат компании велик и в работе используется мини-АТС или несколько линий городской телефонной сети, необходимо ознакомить новичка со структурой предприятия, указав при этом ФИО сотрудников, их должности и номера телефонов. Так ему легче будет ориентироваться не только в структуре фирмы, но и при личном общении (согласитесь, зная имя и сферу ответственности коллеги, можно четко поставить вопрос и получить компетентный ответ).
ИЗУЧАЕМ
Немаловажный момент адаптации — изучение истории фирмы. Документальная информация может быть подготовлена заранее: краткая справка о фирме, результатах деятельности, благодарственные отклики клиентов, миссия и цели.
Принимая во внимание уже сложившийся имидж компании, важно передать сотруднику основные принципы и нормы работы, а также предоставить полную информацию о неписаных правилах поведения. Поставьте себя на место новичка: не зная, что офис открывается не в 8.00, а в 8.30, вы пришли раньше и ждали, минимум, 45 минут. Согласитесь, не совсем удачное начало первого рабочего дня. Незнание требований к одежде, прическе и т. п. тоже может омрачить первые дни испытательного срока.
УЧАСТВУЕМ
Примерьте на себя роль новичка и продумайте, что особенно важно знать, приступая к работе в компании. Равнодушие к испытуемому будет трактоваться им однозначно, как враждебность. Припомните свой первый рабочий день и волнение, граничащее с желанием кричать о помощи.
Расскажите сотруднику, как рациональнее распорядиться рабочим временем, где лучше отдохнуть в обеденный перерыв, как, когда и по каким вопросам обращаться к руководству, какие нормы приняты в общении с коллегами и т.д.
Не бойтесь открывать профессиональных секретов, ведь все работают в команде и стремятся к одной цели — преуспеванию фирмы. Если руководство приняло решение взять нового сотрудника, значит, организация действительно нуждается в услугах конкретного специалиста. Настройте себя и коллег на то, чтобы быть немного снисходительнее к новичку, постарайтесь простить ему мелкие просчеты в поведении и помочь в решении возникающих проблем. Пройдет испытательный срок и он, наверняка, станет «своим парнем», который, как и вы, быстро забудет все «психологические страдания» первых 2-3 месяцев.
Не каждый кандидат, претендующий на вакансию, даже будучи высококлассным специалистом, может сразу проявить профессионализм. Будьте мягче и добрее, представьте, что в вашей большой семье под названием «коллектив» появился младший брат или сестра, нуждающиеся в поддержке. Это очень просто — стоит только попробовать.
|