КИЕВСКИЙ ОБЩЕПИТ
НА КАДРОВОЙ ДИЕТЕ
Профессия официанта одна из старейших. На фресках египетских пирамид встречаются изображения людей, подающих еду фараону. Скорее всего, они и были первыми в истории официантами.
|
|
Сегодня эта профессия — одна из самых распространенных, потому что ни одно заведение будь то ресторан класса «люкс» или уличное кафе, не обходится без официантов.
Казалось бы, что сложного? Принимай заказы, разноси блюда и убирай со стола. Однако рестораторы жалуются на дефицит квалифицированных специалистов.
ПОЧЕМУ УХОДЯТ КАДРЫ
Текучесть кадров среди официантов — около 70% в год. Причина — отношение к работе как к временному заработку (среди официантов много подрабатывающих студентов). Текучесть связана также и с системами штрафов, конфликтами с руководством, невысокими окладами, порядком распределения чаевых, сезонными перепадами в работе, и… стереотипами представлений о профессии.
С просьбой прокомментировать причины текучести кадров в ресторанном бизнесе мы обратились к известным киевским рестораторам.
Любовь ШЕВЧУК, директор ресторанов «Статус» и «Ресторанчик», гриль-бара «911»: «У многих соискателей складывается неверное представление о профессии официанта. Одни считают, что в ресторане будут зарабатывать по 100 у.е. в день. А это не всегда так. Много людей приходит с ленцой, считая, что работа официанта — легкий труд по сравнению с работой на стройке. А это неверно! У официантов большие физические нагрузки: поднос с тремя блюдами и напитками весит около 15 кг, а за смену официант проходит расстояние от 10 до 30 км».
Александра САЗОНОВА, директор ресторана «Опанас»: «Среди причин текучести кадров — отсутствие перспектив роста. Если в заведении нет возможностей для ротации кадров или повышения по служебной лестнице, официант, «переросший» должность, покидает ресторан».
Ирина КУШНИРОВА, директор ресторана «Эгоист»: «Большую роль играет корпоративная политика предприятия и психологический климат в заведении. Поэтому важен правильный подход к отбору официантов. Мы очень тщательно выбираем и принимаем на работу людей со сложившимся менталитетом, влюбленных в свое дело. Не принимаем тех, кто работает некачественно, стремится быстро и легко заработать деньги»
«ЧТО БУДЕМ ЗАКАЗЫВАТЬ?»
ИЛИ ТРЕБОВАНИЯ К ОФИЦИАНТАМ
Первоклассные рестораны предъявляют высокие требования к кандидатам на вакансии. Даже, если длительное время не находится специалист, удовлетворяющий требованиям рестораторов, поиск продолжается. Разнятся и требования... Женщинам найти работу проще: им отдает предпочтение треть работодателей (для остальных пол значения не имеет).
На внешность внимание обращают более четверти работодателей. Большинство из них хотело бы видеть среди персонала приятные и, как сейчас принято говорить, презентабельные лица. График работы разный: и смены два дня через два, и пятидневка, и неполная занятость.
Среди дополнительных требований к официантам — знание разговорного английского и компьютерной программы R-keeper. Из личных качеств — энергичность, аккуратность и честность.
ОФИЦИАНТ — ПРОФЕССИЯ ДЛЯ МОЛОДЫХ
Почти в 2/3 объявлений указываются требования к возрасту (как правило, от 18 до 30 лет). Количество вакансий «для тех, кому за тридцать» — не более 10%.
Возрастные рамки ставят не только потому, что необходимы крепкое здоровье и выносливость (работать целый день приходится в основном на ногах), но и из-за соображений психологического порядка.
Важно уметь установить контакт с клиентом, понять его настроение и не забыть пожелать приятного аппетита. Как свидетельствуют психологические исследования, клиентам импонирует обслуживание молодыми официантами. Не зря о данной профессии говорят так: официант — это временно. И тут не поспоришь.
С приближением возрастного рубежа некоторые приобретают новую специальность. Многие остаются работать администраторами, менеджерами, сомелье. Для хорошей карьеры, конечно, нужно образование. Но и опыт не менее ценен.
Если вы отвечаете наиболее распространенным требованиям работодателей, задумайтесь, способны ли вы, независимо от характера посетителя и своего настроения, постоянно оставаться доброжелательным, вежливым и приветливым. Если «да», звоните, вакансии ждут вас.
|