Логистика без мистики
О профессии, которая приносит прибыль, что называется, "из воздуха"
Простой цистерн с нефтепродуктами, путаница на складе, очередь грузовиков, ожидающих разгрузки у дверей магазина - такой кошмар вполне способен лишить сна любого директора. Помочь избавиться от этих проблем может логист. |
|
Запросы бизнеса на логистов растут с каждым годом. Однако, как отмечает Станислав Зинченко, руководитель направления консалтинга корпорации "Логистик групп", не с той скоростью, которая нужна в современных условиях. Связано это отчасти с тем, что на подготовку (переподготовку) специалиста уходит много средств и времени. Отчасти от непонимания, чем же все-таки должен заниматься логист и какую прибыль он может сделать буквально "из воздуха". На предприятиях среднего масштаба отделов логистики нет или они имеют ограниченные функции: обеспечивают транспортом и осуществляют диспетчерскую деятельность. Многие крупные компании с помощью логистов просчитывают эффективность своей деятельности. Как отмечает Аксель Лухи, директор "Метро Кеш энд Керри Украина", торговая сеть гипермаркетов МЕТРО за два года до открытия в Киеве заказала логистические исследования, чтобы определить правильное местоположение в городе, проанализировать потребности населения, найти поставщиков, понять, какую продукцию целесообразнее поставлять из-за рубежа. Диапазон уровней оплаты логистов, по оценкам операторов рынка, в зависимости от специализации составляет: таможенные логисты - $500-1800, транспортные логисты - $500-1800, складские логисты - $500-1500, координаторы и операторы баз данных - $250-900. В разных регионах Украины зарплаты разные. Как сообщает Сергей Беляев, директор КА "Навигатор", в среднем, зарплата логистов в западном регионе составляет $250-600, в восточном - $200-400, в Киеве - $400-800
Если не логист, то кто же?
Реалии таковы, что чаще всего логистические задачи перекладываются на финансовый отдел или отдел закупок. Хотя логистика классически охватывает всю цепь поставок: закупки, таможню, склад, транспортировку, производство, планирование и дистрибуцию. Святой обязанностью логиста, где бы он ни работал (в отделе закупки, на производстве и др.), является сокращение потерь компании. Возьмем простой пример. Задумывались ли вы, во сколько обходится компании заключение одного договора, с учетом стоимости канцелярских принадлежностей, телефонных переговоров, почтовой пересылки, исправления ошибок и повторной отправки? Сумма, оказывается, внушительная - 18-80 грн на один договор. Чем может помочь компании логист? Пересмотреть список партнеров, с которыми заключаются договоры. Возможно, целесообразнее сделать ставку на поставщика, предлагающего не 10 деталей, а 100, пусть даже чуть подороже? Восток, как говорится, не Запад, у нас все измеряется "на глазок". Особенно, если у компании есть свой склад (т.е. не надо платить за аренду) и нет специалистов по логистике. Но рано или поздно, руководители начинают задумываться над тем, как сделать работу склада эффективнее. Логист может сократить время обработки материалов (спецификация товара, комплектация, сортировка, упаковка). И, что не менее важно, принять участие в составлении прогноза закупок, производства, продаж и др. Таким образом, он обеспечивает планомерную работу компании на годы вперед. К логисту также стекается информация о запросах покупателей, покупках и остатках на складе. На основе анализа логист формирует и отправляет заявку поставщику.
Логистика и город
Какие задачи у логистов города? Масштабные. Одна их главных - вывоз и утилизация упаковочных материалов. Припомните, сколько упакованных в разные пакетики покупок лично вы приносите в дом ежедневно? А в масштабах дома, района, города? Тонны упаковочных материалов, как бытовых, так и промышленных, засоряют наши города. Их нужно вовремя вывозить и утилизировать. И это - забота логистов города. Еще одно направление, где используют знания логистов, - оптимизация дорожного движения. "Логисты очень хорошо сотрудничают с ГАИ, изучая транспортные потоки. Не так давно Харьковская академия городского хозяйства открыла новое направление - "Логистика города", - отмечает Мария Григорак, декан факультета логистики НАУ. Цель логистов - отслеживание маршрутов общественного транспорта. Например, всегда известно, где какой автобус находится, где случилось ДТП, или поломка. Осуществляется также автоматическая подстройка светофоров под интенсивность дорожного движения. Например, утром основной транспортный поток идет по направлению к центру. Следовательно, в этом направлении светофоры делают большие интервалы между сигналами для пешеходов. Вечером - наоборот. Итак, пока горит "зеленый свет" для логистов в разных сферах бизнеса, можно с уверенностью двигаться в направлении вузов и институтов последипломного образования для получения актуальной и перспективной профессии логиста. |