ИНЖЕНЕРАМИ
НЕ РОЖДАЮТСЯ,
ИМИ СТАНОВЯТСЯ
Профессия инженера была одной из самых распространенных в Советском Союзе, и стояла в одном ряду с профессиями медика, архитектора, ученого. Инженеров вполне оправданно причисляли к разряду интеллигенции: предполагалось, что человек с высшим техническим образованием — человек высокообразованный, и, получив в институте навык работы в универсальной системе знаний, обладает способностью к быстрой обучаемости. Сейчас времена изменились, но инженеры по-прежнему востребованы. Возникает закономерный вопрос, каким образом они могут применить знания, полученные в институте, кто из выпускников работает по специальности, да и вообще, как устраиваются в жизни современные технари?
|
|
МОИ УНИВЕРСИТЕТЫ
Юра Глей, один из моих знакомых, закончил факультет электроники в КПИ по специальности электронные системы. Учился неплохо. Особо запомнились всего несколько предметов, они же и пригодились в жизни: математический анализ и цифровые системы. Математический анализ помог работать с формулами, интегралами, дал основы логики, а цифровые системы — представление об алгоритмах, их действии в работе микросхем. По его рассказам, институтское образование никоим образом не связано с его нынешним видом деятельности.
В разговоре по душам пооткровенничал: институт научил его системно мыслить, самостоятельно находить нужную информацию, делать аналитические выводы. А в остальном… преподаватели читали лекции, которые были актуальны в середине 70-х годов. И если бы Юрий на 3 курсе всерьез не заинтересовался компьютерами, то неизвестно, был бы как специалист востребован ныне на рынке труда. Сейчас за свое будущее Юрий не переживает: у него есть любимое дело, и без работы он не останется.
ПОСЛЕДИПЛОМНЫЙ ПОИСК
Сразу после получения диплома в 2000 году пришлось обивать пороги разных фирм в поисках работы, но поскольку опыта работы не было, Юрий устроился на госпредприятие бывшего оборонного комплекса. Зарплата была небольшая, 180-200 грн, но и требования были необременительные — несколько месяцев работали над написанием базы данных. Через три месяца деньги платить перестали. И пошел инженер-электронщик в магазин работать менеджером по продаже компьютеров. Ставка была вдвое больше, но проценты от продаж не выплачивались, что существенно охлаждало пыл, да и новые знания на такой работе приобрести было трудно. Через некоторое время у поставщиков комплектующих появилась вакансия сервис-инженера. Юрий прошел собеседование и был принят в штат: написал программку-алгоритм в Axess, которая помогала быстро посчитать конфигурацию компьютера, не прерывая телефонного разговора с заказчиком.
Работать было интересно, это было не монотонное «отсиживание» ставки в магазине: можно было исследовать новое программное обеспечение и компьютерное «железо». Платили зарплату хоть и частями, но вовремя. Со временем пришел опыт — решение многих проблем пользователей компьютеров приходило сразу, «на лету». Появилась возможность получить прикладные знания, к тому же, рядом работали опытные коллеги, с которыми можно было посоветоваться, у которых было чему поучиться.
ИЩИТЕ И ОБРЯЩИТЕ
Постепенно нагрузка возрастала, через два года обязанностей стало в несколько раз больше, а зарплата осталась прежней. Многие сотрудники начали увольняться. Для сервис-инженера пришло время менять работу, благо, опыт в IT-индустрии уже имелся.
Юрий воспользоваться базой вакансий в Интернете (она обновляется быстрее, соответственно, больше шансов оперативно отреагировать на новые вакансии). На одном из сайтов по поиску работы попалась хорошо оплачиваемая вакансия в банке. На старом месте оставаться не имело смысла, поэтому он без колебаний пошел на собеседование. К своему удивлению, через неделю получил по электронной почте письмо, в котором сообщалось, что он прошел конкурсный отбор, и его ждут на новом месте с более высокой зарплатой. В первые месяцы пришлось многое наверстывать. Сейчас уже год, как он работает программистом, работой доволен: ведь он получил не только должность с хорошей зарплатой, но и возможность применения своим знаниям и умениям, а также шанс для профессионального роста.
|