РЕКЛАМА В ПРЕССЕ НАШИХ ПРЕДКОВ
Эти понятия сегодня стали неотъемлемой частью рекламной индустрии. Однако, заглянув в издания наших предков, легко убедиться, что новое — это просто забытое старое и все движется по спирали, а меняемся лишь мы, люди...
|
|
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, КРЕАТИВНЫЙ ПОДХОД…
Эти понятия сегодня стали неотъемлемой частью рекламной индустрии. Однако, заглянув в издания наших предков, легко убедиться, что новое — это просто забытое старое и все движется по спирали, а меняемся лишь мы, люди...
Зарождение рекламы в прессе часто совпадало с появлением первых газет в разных областях, например, «Ставропольских губернских ведомостей» (1850). Первое рекламное объявление появилось на страницах этой газеты в 1850 году. Это было частное объявление о наборе девушек в женский пансион. Примечательно, что оно занимало третью полосу, отведенную для официальных сообщений.
В конце ХІХ — начале ХХ вв. в газетной периодике наблюдался настоящий рекламный бум. Рекламные материалы занимали не только первую и четвертую полосы (как в середине века), а и третью, и вторую, где обычно располагались официальные сообщения. Первая политическая реклама на страницах ставропольской прессы появилась в 1910 году в «Северокавказской газете» (N73 «Пересуды избирателя», «Сон перед выборами»).
На страницах современной прессы невозможно встретить объявления о подписке на издания-конкуренты. Для конца ХІХ — начала ХХ вв. подобные объявления — обычное явление. Они встречаются во всех газетах того времени.
КАК БЫЛО...
О покровителе для интернета, точнее — для его православных пользователей, думали и в России.
Недавно один из представителей РПЦ назвал имя святого, который мог бы стать покровителем рунета, — Феофана Затворника. Это известный проповедник XIX века, автор множества книг на религиозные темы, который вел обширную переписку. Таким образом, у православных интернет-пользователей, пусть пока и «не утвержденный», тоже появился святой-покровитель.
Интернет-общественность отнеслась к этой возможности довольно благосклонно. «Если кто-нибудь из моих подчиненных захочет поставить на своем рабочем столе икону святого покровителя интернета, у меня не будет ни малейших Для рекламных текстов было характерно прямое обращение к потребителю («Все интеллигентные люди дают свое платье в химчистку или окраску только на паровую фабрику т-во Иредер и Шаупп, потому что убедились в высоком качестве работ», «Покорнейше прошу Гг. частных лиц, желающих приобрести...» и пр.) К одному из самых интересных объявлений можно отнести рекламное объявление о подписке на журнал «Осколки». Приведу его полностью.
«Радуйтесь!
По примеру прежних двадцати семи лет открыта подписка на «Осколки» — еженедельный, художественно-юмористический журнал с карикатурами.
Репутация журнала «Осколки» давно установилась. У него есть неизменные читатели и преданные почитатели. Но к стыду человеческому, надо сознаться, что в России еще существуют такие дикие люди, которые незнакомы с журналом «Осколки». Снисходя к человеческой слабости, приходится заочно познакомить с журналом «Осколки» тех, кто с ним еще не знаком.
Слушайте же и мотайте себе на ус (безусые и дамы могут мотать себе на нос). Журнал «Осколки» издается в форматах самых больших, заграничные иллюстрации и выходит еженедельно по субботам, несмотря ни на какую политическую погоду...
Направление журнала — смехотворное и пищеварительное. Лучшие врачи советуют для поддержания хорошего настроения, этого непременного условия для здоровья, читать «Осколки»... Не чуждаясь политики ж-л «Осколки» отнюдь не отводит на своих страницах политике первого места. Вся жизнь во всех ее смешных проявлениях находит отражение в ж-ле. Государственные и общественные деятели, чиновники, адвокаты, военные, купцы, духовенство, актеры, студенты, социалисты, буржуи, дамы, вдовы, мужья, тещи, младенцы, микробы, атлеты, черти — все проходят перед читателями ж-ла в живом быстросменяющемся синематографе. Кажется, этого довольно. Но редакция ж-ла «Осколки» находит, что всего этого еще мало, и дает всем годовым подписчикам на 1908 год бесплатную премию: изящный альбом большого формата под названием «Дочери Евы».
Вы догадываетесь, что это будет такое! Но редакция покорнейше просит вас держать вашу догадку при себе и не передавать ее вашей супруге. А людям недогадливым редакция может сообщить на ушко под строжайшим секретом, что именем «Дочери Евы» разумеются женщины или, вернее дамы, не исключая впрочем полудам и девиц, и полудевиц, и четверть девиц. Словом, альбом будет очень поучительным».
Часто встречаются стихотворные рекламные тексты («Северокавказская газета» — реклама коньяка Шустова, табачных изделий: «50 лет не курил —табак царский соблазнил»).Самым популярным слоганом для того времени были слоганы со словом «громада», «громадный».
Словом, реклама в прессе начала века ХХ была разнообразной и грамотной. Кстати, интимные услуги в дореволюционных изданиях не рекламировались. Самое интересное, что, перечитывая эти старинные образцы рекламы в прессе, как-то чувствуется и уважение, и интрига, и какое-то очарование в словах. При сравнении с современными рекламными «шедеврами», после которых чувствуешь себя либо голодным, либо обреченным, либо совсем бедным и беспомощным — напрашивается спорный вопрос: «Нужен ли вообще прогресс в рекламе?»
|