Украинский Contemporary Art
Современное искусство в международной практике именуется «Contemporary Art». О современном искусстве рассказывает Евгений КАРАСЬ, художник в третьем поколении, руководитель галереи «Ателье Карась», глава правления Ассоциации деятелей современного искусства Украины.
|
Евгений Карась, идеолог украинского Contemporary Art | |
Организация галерейного дела
После того как мои родители получили творческую мастерскую на Андреевском спуске, на семейном совете было решено, что она станет местом для «публичного диалога» с искусством. «Ателье Карась» выполняет функции Центра современного искусства. «Рыночная» привлекательность выставляемых авторов не имеет для нас никакого значения. Мы не выставляем «коммерческое» искусство.
Каждый год мы стараемся представлять интересные проекты. За время нашей деятельности мы показали работы более ста художников. Для галериста важно не ошибиться в выборе выставляемых художников, в уровне их профессионализма. Если вначале выбор художников был случайным, то сейчас круг сузился до 50 лучших, с нашей точки зрения, которые соответствуют формату «Ателье». Мы самостоятельно финансируем выставки, работая в основном с картинами в формате холст\масло, бумага\карандаш. Современное искусство в более широком технологическом понятии (медиа-искусство, видео-арт, инсталяции, перфоманс) представляется нами как сопутствующий жанр.
Состояние современного искусства в Украине
Парадоксально, но современное национальное искусство, представляющее собой квинтэссенцию всей культуры, не патронируется ни на государственном, ни на общественном уровне. В стране нет Музея современного искусства, не говоря уже о специализированных изданиях. Как глава правления Ассоциации деятелей современного искусства Украины, могу сказать, что эта проблема существует также в области литературы, театра, музыки и кино.
На Западе Украину в силу прежней политики государства воспринимали как колониальную страну, наше национальное искусство пока является белым пятном на культурной карте Европы. Чтобы положение в корне изменилось – нужна поддержка государства, причем, на самом высоком уровне.
Художественный потенциал нашей страны
К сожалению, в Украине утрачена преемственность поколений в художественной среде. Мастерам «первого эшелона», в основном, за 40, а безамбициозная молодежь долгое время не заявляла о себе. Только недавно стали появляться имена перспективных художников. Например, Сергей Чайка — «звезда», которой нет равных в его поколении.
Составляющие «успешности» и «именитости»
Чтобы сделать себе имя в своем Отечестве, художник должен занимать активную жизненную позицию, знакомиться и общаться с галеристами, кураторами, критиками, коллегами.
В целом, высокий уровень мастерства зависит от собственного потенциала и умения соблюдать баланс искренности, профессионализма, мастерства, вкуса, художественной идеи и силы высказывания. Выпадение хотя бы одного компонента приводит к профанации результата.
Роль художественного образования
Человек с художественным образованием может стать хорошим ремесленником, который будет виртуозно владеть «коммерческой» живописью, композицией и цветом, но при этом может никогда не стать Художником. Можно, конечно, обойтись без образования, пройти весь путь за счет усилий и внутреннего напряжения, но есть риск, что, психика не выдержит. Судьба самородков Ван Гога, Пиросмани, у которых был достаточно высокий уровень концентрации, тому наглядный пример.
Цены на художественном рынке
Цены на произведения искусства всегда были достаточно высоки. За последние 2—3 года они заметно выросли. Настоящие шедевры искусства создают единицы, поэтому и стоят они немалые деньги.
Сегодня в России художники первой «двадцатки» продают свои картины до 100 тыс. дол. США. В Украине профессионалы такого же уровня пока что могут рассчитывать лишь на 5—10—15 тыс. В среднем, цена на художественном рынке колеблется от 3 до 5 тыс. дол за метровую работу лучших украинских художников.
К сожалению, в некоторых случаях высокая цена не всегда означает высокий уровень качества. Речь идет об искусных пиар-ходах, игре на стереотипах, когда цену формирует правильный маркетинг. Это уже область коммерческого искусства, которое, по сути, не является ценностным.
|