Дизайнер должен искать креатив…
О развитии профессии дизайнера в Украине, особенностях дизайнерского образования и перспективах молодых специалистов рассказывает Виктория БАРОН, дизайнер, директор «Лаборатории моды Барон Виктории».
|
Хозяйка Лаборатории моды Виктория БАРОН | |
Швейное дело в Украине
В Украине много талантливых людей в сфере швейного дела. Яркое подтверждение тому — последние Сезоны моды. Но если говорить об интеграции в мировую индустрию моды, возникают сложности — нас «там» не ждут с распростертыми объятьями. Пресыщенную Европу все труднее и труднее чем-либо удивить. К тому же у нас принципиально отличное восприятие эстетики. К примеру, Лондон (один из городов — законодателей моды) находится на стороне изысканности, четкости, строгости, лаконичности и концептуализма. У нас же более яркий дух, мы изначально тяготеем к роскоши — дает о себе знать отпечаток орнаментальной, богатой культуры Византии, царского двора. Мы любим обильно использовать кружева, вышивку, перья. Это нас роднит с итальянцами.
Дизайнер: творчество и бизнес
Образование. Было время, когда Киевский институт технологий и дизайна выпускал ежегодно с дипломом дизайнера не больше 7 человек, сейчас все поставлено на коммерческий поток. И современная система образования не всегда может служить гарантом высокого уровня профессионализма будущего дизайнера. А ведь пробелы в знании технического рисунка могут привести в будущем к непониманию между дизайнером и инженером-конструктором. Последний эскизы дизайнера может истолковывать на свой лад, и итог работы окажется сюрпризом для двоих.
Карьера. В Европе дело обстоит проще. Во Франции, например, первую коллекцию дипломированного дизайнера финансирует государство, тем самым предоставляя возможность сразу же заявить о себе. В Европе принято начинать свою карьеру с ассистента дизайнера. Известный Гальяно ведь тоже начинал помощником у Диора. Считаю, что после окончания учебы молодому специалисту важно показывать портфолио со своими работами профессионалам «с именем», учиться у них, набираться опыта.
К сожалению, в нашей стране не всякий творческий человек может позволить себе даже скромную коллекцию, которая обходиться как минимум в 20–30 тыс. долларов. Приходиться искать инвесторов, спонсоров. Нужно быть готовым к тому, что мечта каждого дизайнера о собственном независимом предприятии в нашей стране — это мечта далекого будущего.
Свой стиль. Для дизайнера, который решил добиться признания, очень важно иметь свой «стиль», который и поможет ему не затеряться в индустрии моды. Уже в институте я поняла, что мне близка культура ХVII – XIX столетий, на которые пришелся расцвет эстетики и разнообразия техник (белошвейки, шитье золотом). Свой фирменный почерк перенесла и в свое предприятие — Лабораторию моды. Основной акцент мы делаем на использовании старинных техник, в частности — на рукодельной вышивке. Хотя модели получаются адекватные нашему времени. Надевая вещь, изготовленную нашими мастерами, человек мысленно переносится в старину, начинает чувствовать себя знаковой фигурой.
Креативность
В профессиональной деятельности дизайнера, как и любого творческого человека, креативность — занимает важное место. И подлинных креативщиков на самом деле мало. Я, например, нахожусь в постоянном поиске предметов старины в антикварных магазинах, если бываю в Европе – заглядываю на «блошиные» рынки. С одной стороны я использую это в работе, с другой – меня это вдохновляет, это необходимо для развития креативности. Хотя дизайнерам иногда приходится сознательно «цитировать» гуру моды. Ведь большинство людей хотят быть уверенными, что одежда соответствует последним веянием моды.
|