НЕ ПОДХОДИ КО МНЕ
— Я ОБИДЕЛАСЬ
Обидеть системного администратора может каждый…,
кто не понимает, как это рискованно.
Из высказываний системного администратора
|
|
ОБИДА СОВСЕМ НЕ БЕЗОБИДНА
Обида — далеко не безобидная эмоция, она может нанести вред здоровью человека. Разные люди переносят обиду
по-разному: для одних это просто неприятное состояние, а для других — страдание. Но в любом случае, — чувство
тягостное, истощающее нервную систему, которое может стать и причиной болезни.
Исследования американских ученых, проводимые в Институте социальных исследований Мичиганского университета,
показали, что у людей, склонных накапливать свои обиды и не прощать их, как правило, — проблемы со здоровьем. У
тех, кто легче расстается с обидами, меньше психологических проблем, они физически здоровее тех, кого можно назвать
злопамятными.
Но это не означает, что человек должен сносить все обиды, считает психолог Шарлотт ван Ойен Уитвлиет из
Хоуп-колледжа в Мичигане. По его мнению, за первой вспышкой эмоций должно последовать осмысление происшедшего.
Главное — освободиться от разрушающих здоровье «бремени ярости и чувства обиды».
В ЧЕМ СОЛЬ
Впервые обида приходит в раннем детстве: обижаясь на маму, дети представляют, что сильно заболеют, и она не сможет
себе простить, что не купила 105-ю машинку. И далее: «А чего он со мной не хочет играть (игрушку не отдает, мешает
кататься)» и т.п. В подростковом возрасте: вот умру, а родители будут рыдать и посыпать голову пеплом за то, что не
отпустили на дискотеку. И та ранняя обида из далекого детства живет в нас до последних дней. Когда мы обижаемся,
мышление становится в это время как у шестилетних — детское, примитивное, инфантильное. Это же отражается и во
внешнем облике: выражение лица обиженного по-детски злое.
Как же возникает обида, в чем ее причина? Нас ранит то, что поведение, слова, поступки другого человека не
соответствуют нашим представлениям о том, какими они должны быть (опять-таки в нашем понимании). Мы хотим, чтобы
окружающие нас люди вели себя именно так, как мы ожидаем от них. Тут-то и совершается кощунство: отрицание свободы
другого, его право на иную позицию. Мы программируем его поведение. И когда наша программа не осуществляется,
происходит диссонанс желаемого и действительного, начинаются страдания: «Как он мог со мной ТАК поступить?!!». При
любом страдании включаются механизмы защиты. Первая, самая древняя и примитивная, роднящая нас с животным миром, —
агрессия и гнев. Но если бы мы признавали право других вести себя так или иначе, для обиды не было бы оснований. В
своих обидах мы часто похожи на персидского царя Ксеркса, который велел наказать пролив Босфор за то, что тот
разбушевался и нарушил его планы.
ОБИДЫ НЕ СТРАШАСЬ
Обиду можно предотвратить. Для этого нужно осмыслить то, что может ее вызвать и изменить свои ожидания, приблизив
их к реальности, к возможностям другого человека. Не ждите, что муж должен вести себя, как герой любимого сериала,
кошка перестанет безобразничать, а дети станут образцово-показательными.
Вы можете вспомнить сотни ситуаций, когда были серьезные основания для обид. Но вспомните ли ту одну, когда она
имела бы смысл? Исключение — обида используется как способ манипулирования: вызвать у человека чувство вины, чтобы
«виноватый» стремился загладить «вину» уступками, подарками, в крайнем случае, расчет идет на сочувствие
окружающих. Но тогда вы будете называться словом, далеким по смыслу от слова «обиженный».
Итак, всегда легко найти ответ на вопрос: «Почему я обижаюсь?», но трудно сказать: «Зачем я это делаю?». История
человечества свидетельствует, что такие эмоции, как обида, зависть, тщеславие служат движущей силой личности, пока
она реализуется. Но когда личность сложилась — человек должен уметь управлять эмоциями, не позволять им властвовать
над собой. Тут и происходит медленный процесс второго рождения — рождается индивидуальность, более того, прощая
обиды, вы приближаетесь к совершенству.
УХОДИ, ТУЧА, УХОДИ
Вы можете, конечно, в первые 2-3 минуты обиды разбить сервиз, издать какие-нибудь звуки или сделать еще что-то. Но
потом нужно включить в работу мысль, проанализировать ситуацию и контролировать ее.
Прощать нужно, но надо и уметь это делать. Восклицание: «Слушайте, жалкие, ничтожные личности (невежды, грубияны и
т.п.), вы не правы, но я вас прощаю!» не способствует взаимопониманию. Прощайте не как древние боги — они были
мстительны, — а по-христиански.
Как только вы станете культивировать в себе необидчивость, и при этом не будете обращать людей в свою веру
насильственно, то окружающие сами изменят свое отношение к вам.
ПРАКТИКУМ ЖИЗНИ
БЕЗ ОБИД СОГЛАСНО ШТАТНОМУ РАСПИСАНИЮ
На работе и в жизни бывает всякое. Не каждый мирно уживается в коллективе. Как можно высказать претензию коллеге,
подчиненному или начальнику, не обидев, не прослыв склочником.
Во-первых, ваши слова всегда должны быть связаны только с поступком человека, а не с оценкой его личности.
Например, если сотрудник опоздал, не обобщайте: «Вы безответственный!», а говорите только об этом конкретном
опоздании.
Во-вторых, не давайте советов («Я бы на вашем месте…») и оценок («Это неразумно»), — этим вы занимаете поучающую
позицию, что не всегда приносит пользу.
В-третьих, если есть претензия к человеку, то выражайтесь предельно ясно, без «прозрачных намеков» в его
присутствии: «А вот некоторые сотрудники систематически опаздывают». Такие фразы ставят человека в неловкое
положение: ответить нельзя, ведь имя не названо, и промолчать тоже, — все поняли, о ком речь.
В-четвертых, не копите обиды, не делайте их предметом обдумывания по ночам, не переигрывайте ситуацию заново («Вот
я ему это скажу… А если он мне ответит… Тогда я ему еще это скажу»).
В-пятых, не припоминайте старых обид, вы их помните, а другой давно забыл. Живите только в точке, которую психологи
называют «здесь и сейчас».
В-шестых, прежде чем начать говорить, убедитесь, что вас готовы слушать. Лучше не выяснять отношений, если человеку
нездоровится, он занят работой или в присутствии других.
И самое главное, помните: нет случаев, когда обида действительно была бы оправдана.
|