Многие украинцы считают, что стали свидетелями трансформации продуктовых магазинов в супер- и гипермаркеты. Но вряд ли подобное прогрессивное развитие розничной торговли можно назвать трансформацией, скорее — внедрением и популяризацией зарубежного опыта с учетом ментальных особенностей украинцев.
Сегодня в одной лишь столице работает свыше ста сетевых магазинов сектора «фуд-ритейл».
О масштабности развития торговой сферы говорит, например, и то, что многие крупные компании уже давно организовали специализированные логистические подразделения, решающие задачи управления запасами. В продуктовых сетях вводят должности главного менеджера (начальника отдела) и категорийных менеджеров, которые «ведут» свои группы товаров. В специализированных магазинах одной категории товаров вопросами логистики занимается, как правило, один человек. В немалой степени организационно-штатная структура логистической службы определяется степенью централизации сети. В централизованных сетях управление товарной политикой ведется из центра. Из центра же идет и 60-80% товаров в магазины сети. Остальной объем магазин формирует сам.
Еще один положительный момент в развитии торговли — расцвет продовольственных и непродовольственных торговых сетей, в течение последних лет существенно изменивший столичный ритейл. В первую очередь, речь идет о торговой недвижимости. Арендаторы предпочитают крупные площади в центрах транспортных развязок. Если общая площадь торгового центра составляет около 20 тыс.кв.м при среднем размере торгового отдела 50–100 кв.м, то, занимая уже от 150 кв.м, арендатор переходит в своего рода VIP-категорию. А это — гарантированный заработок для многих категорий специалистов.
Руководитель Департамента продовольственных выставок компании «Премьер Экспо» на 4 Международном форуме «Весь мир питания 2004» огласил результаты исследований рынка розничной торговли Украины. Среди типичных ошибок, совершаемых на стадии планирования новых торговых точек:
- стремление построить магазин «для всех»;
- стремление построить магазин без предварительного планирования;
- недооценка способности клиента обращать внимание не только на ассортимент и цены, но и на оформление торгового зала;
- cтроительство магазина «по кальке».
Среди основных проблем, обозначенных покупателями, называется время ожидания у расчетно-кассового аппарата (35,6 %). Поэтому при отборе персонала на эту вакансию учитывается в первую очередь: скорость и внимательность обслуживания.
По оценкам маркетологов, в Украине сегодня работает около 3 000 магазинов самообслуживания, из которых крупных супер-, гипер- и мини-маркетов — около 1 000.
И это приблизительные цифры, полученные в результате обработки различных источников с условным показателем. Добавьте к этому рост количества специализированных и узкопрофильных маркетов не продовольственной группы: книжные, маркеты осветительного оборудования, фурнитуры — торговая сфера в Украине постепенно структурируется, избавляясь от хаотичности распределения. Можно сказать, что мы имеем четко ограниченные рынки торговли по разным группам товаров.
Анализ статистических данных еженедельника «Пропоную роботу» (см. диаграмму) неопровержимо свидетельствует — торговля занимает лидирующую позицию по количеству объявлений работодателей. И даже при большой текучести кадров, эти показатели можно назвать стабильными.
Положительным для соискателей является и то, что развитие торговой сферы предоставляет новые рабочие места практически по всем категориям специальностей, начиная со строительства и заканчивая почасовой работой для студентов.
Вывод практически однозначен: чем богаче будет украинец, тем больше сможет покупать. А развитие сектора торговли поможет решить «львиную» долю проблем нехватки персонала и безработицы. Как в экономике страны, так и на рынке труда торговля остается пока доминирующей сферой деятельности.