Если дверь закрыта, уверенно постучитесь. Именно «уверенно». Не стоит робко царапаться в дверь или поглаживать ее костяшками пальцев. Дайте понять тому, кто по ту сторону двери, что вы человек, знающий себе цену. Разумеется, это не означает, что вы должны стучать кулаком, это послужит признаком неуравновешенности характера. Держитесь спокойно, уверенно, а главное — улыбайтесь.
Ели дверь открыта, или через закрытую дверь услышали: «Войдите!», не стоит изгибаться буквой «г», и, вытянув шею, выглядывать из-за дверного косяка. Вам уже дали добро на вторжение в чужое пространство, поэтому можно входить в комнату смело. Внятно (!) поздоровайтесь и удобно устройтесь на предложенном месте (в случае, если вам забыли указать на стул, абсолютно нормальным будет спросить, не возражает ли собеседник, если вы присядете). Если есть выбор, в каком месте присесть, делайте его в пользу положения «под углом», т.е. так, чтобы вы не смотрели прямо в глаза собеседнику. Психологи утверждают, что расположение друг напротив друга двух незнакомых людей приводит к лишней скованности, напряжению и дискомфорту.
Особое внимание следует уделить своей позе. Посадка на краешке стула или кресла так же неприемлема, как и поза «в развалку». Если вам хочется откинуться на спинку стула, то сначала сядьте на него, что называется, плотно. Не следует близко наклоняться к собеседнику. Дело не только в свежести дыхания, но и в том, что вы не знаете границы личностного пространства собеседника, и можете ненароком его нарушить.
Следите за своими руками. Современные менеджеры по набору персонала грамотны и толковы, поэтому хорошо знакомы с языком жестов. Поэтому не стоит скрещивать руки на груди, засовывать их под пятую точку, в карманы, прикрывать ими рот или, чего хуже, закидывать за голову. Вас могут неправильно понять. Если вы сидите за столом — положите руки на поверхность. А лучше — возьмите с собой на собеседование записную книжку и ручку, и по ходу разговора делайте пометки. Со стороны вы будете выглядеть по-деловому, заодно и руки будут при деле.
И, наконец, речь. Она должна быть внятной, не тихой, но и не громкой. Не тараторьте, но и не тормозите. Ответы на вопросы предварительно обдумывайте, не выпаливайте первое, что придет в голову. Следите за интонацией. Речь должна быть живой, не перегруженной профессиональными терминами или еще хуже — уличным сленгом. Слова-паразиты «так», «вот», «так сказать», «в общем-то», «ну» и подобные на время беседы отменяются. Вам придется потрудиться над самоконтролем.
Содержание беседы — отдельная тема. Здесь мы коснемся только ее части. Итак… Попытайтесь понять цель собеседника, что ему нужно. Если вам удастся это сделать, тогда вы сможете вставлять в разговор выигрышную для вас информацию. На вопросы желательно отвечать прямо и искренне. А спрашивать — обстоятельно и с чувством собственного достоинства. Хвалить себя напрямую — занятие неблагодарное.
Поставьте перед собой цель узнать:
- о должностных обязанностях;
- о положении в иерархической структуре фирмы;
- о предоставляемых ресурсах (техника, информация);
- о полномочиях, перспективах, условиях труда и отдыха;
- о льготах.
Даже если фирма вас не устраивает, постарайтесь оставить о себе благоприятное впечатление. Мир тесен, так что можете еще не раз встретиться.
В завершение собеседования поблагодарите за проявленное к вам внимание. Договорись о том, когда и как вы узнаете о результатах. Проявите нормальную деловую активность.
И несколько слов о возможных результатах собеседования.
Если вас пригласили на работу, то в этом случае обратите особое внимание на трудовой договор (контракт). Иногда следует попросить время на его обдумывание и проконсультироваться с юристом.
Вы прошли очередной отборочный тур собеседования. Проанализируйте полученную во время собеседования информацию, чтобы понять, это именно то, что нужно.
Вам отказали. Постарайтесь выяснить причину, чтобы в дальнейшем не повторять допущенных ошибок.
Удачи вам в поиске лучшей жизни и работы!