Окно в Европу
или оранжевые перспективы украинского образования
Народ без предприимчивости, образования и науки —
раб своего соседа
Гельвеций Клод Адриан, французский философ XVIII столетия
Каким быть украинскому образованию в ближайшем будущем? Обсудить этот вопрос собрались ректоры государственных и частных вузов III – IV уровней аккредитации, представители власти и общественных организаций, а также ученая элита Украины. Итоговая коллегия Министерства образования и науки состоялась 24 марта 2005 года, здесь же присутствовал Президент Украины Виктор Ющенко. На повестке дня: как улучшить национальную систему образования согласно требованиям ЕС, сохранив при этом традиционные качество и масштаб подготовки.
|
Возможно скоро Европа станет ближе | |
Курс на еврореформы
По данным Министерства образования и науки, в Украине насчитывается 350 вузов III и IV уровней аккредитации, 82 из которых имеют статус национальных. В то же время ни один из отечественных вузов не вошел в рейтинг 500 лучших университетов мира, большинство из них просто неизвестны за рубежом. Картина неутешительная, если учесть курс Украины на сближение с Евросоюзом, а значит, и интеграцию в европейское образовательное пространство.
Ректор Киево-Могилянской Академии Вячеслав Брюховецкий призвал Министерство образования и науки действовать, а не ограничиваться разговорами о реформах. По мнению ректора, украинцы излишне гордятся Евровидением, считая его почти Нобелевской премией. «Да, у нас есть Клички, есть проданный, но наш Шевченко, но нет ни одного университета, который вошел в рейтинг пятисот лучших университетов», — подчеркнул он.
Революция начнется сверху...
Изменения грядут во всех аспектах образования. Во-первых, планируется унифицировать управление высшей школой. На данный момент вузами Украины ведает 24 министерства и ведомства. Во всем мире эта система более проста и потому более эффективна.
В скором времени при Министерстве образования и науки будет создана Общественная коллегия, участниками которой станут представители вузов и общественных организаций, а также студенты и их родители.
Станут более жесткими требования к выбору университетского руководства. Уже принят закон об усовершенствовании процедуры выбора глав университетов, факультетов и кафедр. В состав Ученого Совета вуза будут входить не менее 10% студентов. Наблюдательные советы теперь будут действовать во всех вузах и будут включать в себя также представителей бизнеса.
Новости для абитуриентов
Соотношение бюджетной и контрактной формы обучения будет составлять 50 на 50. Ныне из 100 украинских студентов только 39% учатся по государственному заказу, а 61% составляют контрактники. В ближайшем будущем планируется ежегодное увеличение финансирования вузов, но только под конкретные изменения в конкретном вузе.
Вступительные экзамены в скором времени будут проходить в виде внешнего тестирования. Этот метод уже несколько лет используется в Киево-Могилянской Академии и считается более объективным, чем обычные экзамены, когда на оценку знаний непосредственно влияет мнение преподавателя.
Новости для студентов
В соответствии с требованиями Болонской конвенции реформы коснутся в первую очередь уровня подготовки специалистов. С 2007 года планируется ввести двухуровневое образование по системе бакалавр-магистр. Как известно, отечественный квалификационный уровень «специалист» не признается в европейских странах. А вот бакалаврские программы подготовки будут пересмотрены и дополнены согласно требованиям Евросоюза. На данный момент в Украине зарегистрировано 74 учебных программ и почти 500 специализаций, в то же время в странах Западной Европы нормой является наличие 20 – 24 программ. Кроме того, подготовка бакалавров станет более полной, и уже после 4-х лет обучения студент сможет начать полноценно работать. К примеру, в Европе лишь 20% бакалавров вступают на магистерские программы — все остальные начинают строить карьеру. В Украине же на магистратуру поступают практически все студенты 4-го курса.
Кроме того, в ближайшем будущем университеты перейдут на кредитно-модульную систему. Главное преимущество данной системы — индивидуальная система обучения, при которой у студентов будет больше времени для общения с преподавателями, на работу с компьютерными программами и электронными учебниками.
Итоги
В планируемой модели образования студенты смогут активнее влиять на политику университетского руководства, преподаватели – пользоваться унифицированной системой оценивания, а выпускники избежать длительной процедуры подтверждения диплома за рубежом.
Остается только надеяться, что реформы не заставят себя долго ждать и принесут в украинскую alma mater долгожданные перемены.
|