Если вы человек целеустремленный и жаждущий добиться в жизни успеха, то, возможно, самое время обратить внимание на сетевой маркетинг. И вовсе не стоит так скептически воспринимать этот вид бизнеса. Так называемый «традиционный бизнес», к которому мы все привыкли, так же может быть сетевым. Например — сеть ресторанов или сеть супермаркетов. Разница лишь в количестве вложенных средств и нервов. Плюс ко всему, рядом всегда будут люди, готовые научить, помочь и подсказать, как достичь успеха в бизнесе.
Что такое сетевой маркетинг? Итак, сетевой маркетинг или MLM — это бизнес по рекомендации: люди рассказывают другим о прекрасных идеях, качественных продуктах или услугах, которыми пользуются, и которые нравятся им и при этом еще и зарабатывают деньги. Сетевой маркетинг является законным бизнесом, который во всем мире успешно функционирует уже более 50 лет. Однако внутри индустрии, наряду со стабильными и известными компаниями, встречаются организации, занимающиеся банальным выкачиванием денег, присноизвестные «финансовые пирамиды». «Один мой знакомый, — рассказывает Андрей Иванов, директор по развитию ЧП «ЛИВиС» — попался на «удочку» такой компании. Ему обещали возможность заработать огромные деньги, но для начала нужно было внести «небольшую» сумму в размере 1500 у.е. Вернуть вложения можно было найдя еще двух людей, желающих расстаться с аналогичной суммой, а тем двоим в свою очередь так же предстояло привлечь еще по два человека. С одной стороны, моему знакомому повезло — он вернул деньги, с другой — он потерял своих друзей, которым «повезло» меньше». Это типичный пример «финансовой пирамиды», где налицо все три основные признака: начальная инвестиция без какой-либо материальной ценности взамен; необходимость привлечения новых людей для получения прибыли; отсутствие иного способа заработка, кроме как подписание новых членов цепочки. Отличить легальную MLM-компанию от аферистов можно, обратив особое внимание на следующие моменты.
Объем информации о компании. Оцените объем той информации, которую вы получили о компании. Особое внимание обратите на то, как давно данная фирма работает в сетевом маркетинге, а также на ее «происхождение». Не следует особо доверять словянским MLM-компаниям, так как велика вероятность того, что это «компании-однодневки». Любые противоречия вас должны насторожить. И чем больше противоречий, тем больше вероятности, что это нелегальная структура.
Продукт и цена. Легальная MLM-компания предлагает совершенно конкретные продукты (например, косметику) или услуги высокого качества, пользующиеся спросом на рынке и имеющие значительную ценность вне всякой схемы распространения. Иными словами, люди заинтересованы в покупке данного продукта/услуги, независимо от степени их участия в программе. Цена на продукт доступна и конкурентоспособна, а на сам продукт дается гарантия.
Капиталовложения. Если вы пользуетесь продуктом компании и решили стать его дистрибьютором, то от вас не потребуют капиталовложений за исключением покупки «стартового набора» дистрибьютора или «стартер-кита». «Стартер-кит» состоит из набора материалов, включающего рекламные брошюры, книги по основам бизнеса, описание маркетинг-плана компании, контракты, аудио-, видеокассеты и т. д. В этот набор продукция не входит и продается «стартер-кит» по себестоимости или даже дешевле. Как известно, наиболее удачные инвестиции — инвестиции в знания. Поэтому для своих дистрибьюторов MLM-компании проводят всевозможные семинары и тренинги, где люди имеют возможность постоянно учиться и самосовершенствоваться: изучают премудрости ведения бизнеса, учатся ораторскому искусству, постигают азы психологии и даже преодолевают свои комплексы. «Раньше я была очень замкнутым человеком, — рассказывает Светлана, консультант компании Oriflame. — Теперь я очень изменилась. И даже знакомые это замечают. Наверно просто в моей жизни появилась цель. А нас, к сожалению, этому нигде не учат: ни в школах, ни в вузах. Раньше я не знала, как ставить перед собой цель и как ее достичь, ведь и родители меня этому не научили. А здесь я этому учусь. И чем больше я здесь работаю, тем больше мне хочется учиться, и тем больше я понимаю, что мы очень многого не знаем».
Объем закупок и наличие товара. Легальные компании не поощряют практику закупки значительных объемов продукции новичками, у которых еще не сформировался постоянный круг клиентов. Но и жестких требований по поводу минимального объема закупок или обязательного наличия у дистрибьютора товара компания также не предъявляет. Цель компании — создать устойчивую структуру по сбыту продукции при сохранении положительного имиджа и долгосрочных партнерских взаимоотношений с дистрибьюторами. Некоторые компании, однако, включают в контракт пункты, устанавливающие минимальный уровень деловой активности сотрудников, позволяющий сохранять статус дистибьютора. Обратите внимание на эти пункты!
Политика обратной покупки товара. Это значит, что компания готова выкупить у дистрибьютора товары и стартовый набор (при условии, что они находятся в состоянии, пригодном для перепродажи), если тот прекращает сотрудничество с компанией. А некоторые компании (при наличии чека о покупке) согласны забрать (или поменять) товар, который не подошел вам по каким-либо причинам, даже если вы им начали пользоваться, и вернуть деньги.
Комиссионное вознаграждение за продажи. Комиссионное вознаграждение выплачивается только за реальные продажи товаров/услуг. Деньги возникают только в тот момент, когда дистрибьютор заказывает продукцию у компании либо для личного употребления, либо для розничной продажи. При этом 30% комиссионных уже считаются щедрыми. Компании также разрешают привлекать (спонсировать) других людей для участия в бизнес-плане. Но все же стоит подчеркнуть, что непосредственно за факт привлечения нового дистрибьютора компания вознаграждение не выплачивает. Естественно, в конечном итоге размер вознаграждения зависит только от дистрибьютора. «Бизнес дает действительно много возможностей, — говорит Светлана, — но этот бизнес не для всех. Здесь остаются только целеустремленные люди, у которых большие запросы, аппетиты, которые многого хотят добиться. А те, кто ищет, к примеру, дополнительные заработки (по 200 грн), тот их пусть и зарабатывает». Но чем же все-таки так привлекает людей сетевой маркетинг, кроме возможности построить доходный бизнес и многому научится? Свободой в планировании рабочего дня! «Еще с детства я не могла смириться со всякими распорядками, — созналась Светлана. — И наверно как раз это меня и привело в Oriflame. Ведь я всегда хотела быть свободной. У меня есть подруга, которая работает на фирме и, по ее меркам, очень хорошо зарабатывает. У нее постоянные командировки, она постоянно занята работой. И вот она как-то сказала мне: «Ты знаешь, мне свои деньги даже тратить некогда». Но зачем тогда деньги, если мы не успеваем их тратить?» Согласитесь, действительно, зачем нам деньги, если они не приносят радости? |