Одно из важнейших направлений предстоящих реформ в Украине – адаптация законодательства к нормам Европейского Союза. Действующий сегодня в Украине Кодекс Законов о Труде (КЗоТ) вступил в силу в 1972 году. Конечно, за 43 года наша жизнь изменилась коренным образом. Но, несмотря на внесение в КЗоТ более 200-а правок, действующий Кодекс, к сожалению, не отвечает реалиям. В нем не урегулированы многие аспекты трудовых отношений, которые оговариваются в подзаконных актах. А некоторые вопросы не регламентируются ни в КЗоТе, ни в подзаконных актах или других законах.
С 1991 года в независимой Украине были приняты новые законы, касающиеся трудовых договоров, отпусков, оплаты, охраны труда и т.п. И хотя их принятие частично перекрывало «прорехи», порой возникала несогласованность между ними и принятым ранее в КЗоТе. В результате входящие в КЗоТ правовые акты могут регулировать лишь чуть более половины вопросов трудовых отношений.
А будет ли лучше?
Таким образом, в Украине назрела необходимость пересмотра как самого КЗоТа, так и других законов, регулирующих отношения на рынке труда. На рассмотрение Верховной Рады Украины предлагалось немало проектов и изменений в КЗоТ, которые по-разному оценивались нашей общественностью. И это легко понять, ведь зачастую противоположные интересы, как работодателя, так и нанятого работника, должны быть в КЗоТе учтены.
Комментируя возможные изменения КЗоТа, Конфедерация независимых профсоюзов Украины считает многие из них нарушающими права наемных работников. Среди предложенных отличий от действующего КЗоТа наиболее одиозными являются увеличение продолжительности рабочей недели до 48 часов, увеличение разрешенного законом ежедневного рабочего дня до 12 часов, а при «согласии» работника – и свыше 12 часов! Предлагалось учитывать интересы лишь работодателя и в вопросе назначения испытательного срока при принятии на работу. В этой редакции закона он мог быть увеличен до 6 месяцев, по окончании которых владелец бизнеса имел бы право сказать: «Вы нам не подходите»!
Если бы действующий КЗоТ был переработан согласно предложенным изменениям, то Профсоюзы могли бы почти полностью потерять свое влияние на работодателя при увольнении работника. При новом Трудовом Кодексе для нанимаемого сотрудника стала бы возможной обязательность внутренних нормативных документов, которые могли противоречить действующим законам. В отличие от норм, закрепленных в действующем КЗоТе, при решении вопроса о виновности работника, определение ее степени и оценка материального ущерба возлагалась бы на работодателя. Суд для этого уже был бы не нужен.
Заметьте, изменения в КЗоТе коснутся двадцати миллионов человек – той массы трудоспособного населения Украины, от успешности действий которой зависит вся наша последующая жизнь!
«Хождение по мукам»
На сегодня уже устаревший проект Трудового Кодекса прошел через Верховную Раду в первом чтении еще в 2008 году, но сейчас он не рекомендован профильными комитетами для повторного рассмотрения.
В конце 2014 года правительство объявило о своем намерении принять новый Трудовой Кодекс взамен действующего КЗоТа. В декабре 2014 года министр социальной политики Украины П. Розенко заявил, что работа над новым Трудовым Кодексом продолжается, права работников будут сохранены и проект будет подан в Верховную Раду в феврале 2015 года. Однако сделать это пока не удалось.
Что день грядущий нам готовит?
Каковы же перспективы фундаментальной переработки КЗоТа в ближайшее время? И сможет ли новый Трудовой Кодекс в равной степени учесть интересы бизнеса и права наемных работников? С учетом большого объема Кодекса, необходимости согласования его с принятыми ранее законами, а также внесения в них изменений, перспектива принятия не выглядит в радужном свете. А если учесть, что состав Верховной Рады неоднороден и в нем нет превалирующего большинства, то переработка старого КЗоТа обещает превратиться в затяжное «перетягивание каната» …
|