Европа — Америка: кто первый?
|
В течение последних 50 лет США оставались признанным мировым лидером по обучению иностранных студентов. В эпоху глобализации у американцев появились серьезные конкуренты.
В настоящее время это, в первую очередь, Великобритания, а также страны Азиатско-Тихоокеанского региона — Тайвань, Гонконг, Австралия и Новая Зеландия. Особо стоит выделить Китай, выдвинувший в свое время в качестве национального приоритета задачу превращения 100 университетов в первоклассные исследовательские центры. В настоящее время страна призывает своих граждан, обучающихся в США, вернуться на родину и применить на практике полученные за рубежом знания.
Курс на конкуренцию с США по подготовке студентов-иностранцев взял и Евросоюз, где учащимся из зарубежных стран предлагают европейскую программу обучения, но ведут преподавание на английском языке и по окончании курса вручают дипломы американского образца.
«И это только начало, — считает исполнительный директор Службы по проверке знаний иностранных кандидатов на учебу в американских университетах Дэвид Пэйни. — Остальные страны только-только вступили в борьбу за рынок обучения иностранцев, и главное сражение еще впереди».
А бороться есть за что: на обучении иностранных студентов система образования США зарабатывает около 13 млрд. долларов в год.
Безусловно, на сегодняшний день американские университеты все еще остаются ведущими образовательными брэндами. Но, по некоторым данным, на конец 2004 года приток иностранных учащихся в высшую школу США сократился сразу на 28%. В то же время количество студентов, приехавших учиться в Великобританию, увеличилось на 15%, а в Германию — на 10%.
Сегодня общее количество студентов, ежегодно уезжающих на учебу за границу, составляет около 2 млн. человек, большую часть из которых традиционно поставляют Индия, Южная Корея и Китай.
По оценке экспертов форума Всемирной организации международного экономического развития и сотрудничества, вследствие экономического роста в Азии, сопровождаемого ростом численности среднего класса, уже к 2025 году число «экспортируемых» студентов резко возрастет.
|