А если еще и критикуют незаслуженно, то негодование разгорается с удвоенной силой.
Критика, как известно, бывает по делу, и незаслуженная. Или конструктивная и деструктивная. В чем различие, и какие могут быть последствия? Нужно ли защищаться и в каких именно ситуациях?
Стоит ли как-то реагировать на крики начальника, типа - «О боже! С кем мне приходится работать!», или лучше промолчать? На все эти вопросы мы постараемся дать исчерпывающие ответы в данной статье.
Начнем с незаслуженной, деструктивной критики.
Таковая чаще всего обусловлена эмоциями, чем необходимостью. И имеет целью самореализацию начальника за счет вас, то есть подчиненного. В данном случае лучше всего просто постоять и послушать, ничем не выражая свое недовольство. Начальнику просто нужно выговориться, и «спустить пар», не более того.
Ярким примером проявления такой критики могут послужить реплики типа: «Меня что, окружают одни идиоты?!» или «Вася! Ты что, забыл, где твое рабочее место?».
Как оправдываться? Бежать за справкой к психиатру? Или поставить на рабочем месте унитаз? Со стороны прекрасно видно, что причина такого поведения шефа – точно не пятиминутное отсутствие Васи по нужде, или наличие в коллективе умственно отсталых людей.
Причиной может быть все, что угодно, и лучшая тактика – спокойно все пропустить мимо ушей, и работать дальше. Тем более что такие вспышки раздражения крайне редко чреваты какими-либо последствиями. Через некоторое время шеф «перекипит», и снова примет человеческий облик. До следующего раза.
Другое дело – конструктивная критика.
Если вас критикуют за явные промахи в работе, к этому нужно отнестись серьезно. Такого рода «собеседования» часто заканчиваются лишением премии, и даже увольнением. Но, с другой стороны, если у вас имеются какие-либо аргументы в свою защиту, их необходимо привести. Речь идет уже о конкретных фактах или цифрах, которые можно оспорить, или смягчить.
Если экзекуция происходит тет-а-тет, например, в кабинете начальника, то тут самое время и место для аргументированной дискуссии. И если вы уверены в своей правоте хоть частично – защищайтесь. Возможно, шефа неправильно проинформировали, или он не знает каких-то деталей - все может быть.
Но остерегайтесь спорить с начальством на публике – любой, даже самый демократично настроенный начальник, в первую очередь человек. И публичную критику в свой адрес он вам вряд ли простит.
Но допустим, вас критикуют по делу. Тут главное - не терять самообладания, и не начинать сбивчиво оправдываться. Для начала нужно все спокойно выслушать, отбросив все эмоции.
И если начальник сфокусирован на том, как решить вопрос, он хочет помочь. Важно вовремя это понять. К тому же, с конструктивным начальством отношения выяснять приходится весьма редко.
Суть любой критики можно выразить одной простой фразой «Мне не по душе то, что ты сделал». При этом неважно, кто вас критикует – друзья, родители, начальство, жена или теща. И реакция на критику в любом ее проявлении практически универсальна.
Ваши действия:
* Внимательно все выслушиваем;
* По ходу спокойно уточняем детали – в чем суть, и что именно не нравится критикану;
* Нейтрализуем обстановку (самый простой способ – полное согласие с собеседником).
Если вы не можете согласиться со всем, что вам вменяют, соглашайтесь только с тем, что является правдой. Например – «…да, я действительно иногда опаздываю», «…да, вы правы, здесь я допустил промах».
Подобная стратегия всегда себя оправдывает, и может сберечь не только ваши нервы, но и рабочее место.
|