Фактор внешности
Во многих западных корпорациях раз в неделю сотрудникам разрешается приходить в неформальной одежде: вместо пиджака свитер, вместо брюк джинсы, вместо туфель кроссовки. Примечательно, что возможностью расслабиться в основном пользуются мужчины. А вот женщины и в «свободный» день предпочитают деловой, консервативный стиль. Мы как будто опасаемся, что нас не воспримут всерьез. И опасения эти имеют основания.
Американскими психологами был проведен эксперимент. Участникам исследования (среди них были испытуемые обоих полов) показывали видео, в котором женщина рассказывала о своем образовании и увлечениях. Актриса и текст оставались одинаковыми, менялась только одежда. Участникам исследования нужно было определить, какую должность занимает героиня эксперимента. Женщина была одета то в блузку с глубоким вырезом плюс обувь на шпильке, то в водолазку, брюки и туфли на низком ходу. Как вы, наверное, уже догадались, актриса, одетая серьезно, по-деловому, воспринималась как руководитель. А та же самая женщина, демонстрирующая стройные ноги и высокую грудь, описывалась как «не вызывающая доверия».
К женщинам предъявляются более высокие требования, чем к мужчинам. Отсюда проистекает негласное правило: деловой женщине следует одеваться так, как будто ее служебное положение на ранг выше, чем в реальности.
Корпоративные рамки
Имидж – это не только одежда и вообще внешний вид: походка, осанка, умение себя держать на людях. Все это подразумевается само собой. Имидж – это часть образа жизни. Известный российский бизнесмен Олег Тиньков признается, что заграницу летает эконом-классом. А вот перелеты между Москвой и Питером – только категория «бизнес». Такое положение вещей предприниматель объясняет так: на Родине его многие знают в лицо, и, если увидят в самолете на «бюджетном» месте, могут решить, что с бизнесом дела не в порядке.
Если вы собираетесь устроиться на работу в корпорацию, которая дорожит своим имиджем, будьте готовы к тому, что ваш личный имидж будет подчиняться строгим, хотя часто негласным, правилам. Например, если марка вашей машины недостаточно престижна, вас могут попросить ее парковать не возле здания корпорации, а чуть подальше. Если ваша работа будет связана с необходимостью поддерживать множество контактов, вам предложат список мест, обязательных для посещения: рестораны, фитнес-центры, клубы. От руководства также может последовать рекомендация носить часы определенной марки или пользоваться канцелярией престижного производителя. Впрочем, это вряд ли может быть проблемой при условии, что корпорация полностью компенсирует имиджевые расходы.
Имидж и внутренние качества
И все же немного настораживает мысль о том, что имидж – нечто показное, поверхностное, играющее на публику. На этом фоне греет душу концепция имиджа, предложенная Филиппом Л. Хансейкером, профессором менеджмента бизнес-школы Университета Сан-Диего. Он выделяет такие составляющие имиджа:
1. Глубина знаний. Другими словами, это ваш профессионализм. Насколько хорошо вы знаете свою область деятельности, насколько быстро и эффективно умете решать возникающие проблемы.
2. Широта знаний. Здесь речь идет об общей эрудиции. Если ваш собеседник увлекается футболом – будет очень хорошо, если вы сможете с ним обсудить свежие результаты кубка мира.
3. Гибкость. Вы проявляете гибкость, когда тратите время на то, чтобы послушать личную историю, вместо того чтобы сразу перейти к насущному вопросу. Вы демонстрируете гибкость, когда совершаете над собой усилие и ведете беседу на уровне вашего собеседника. Вы совершаете гибкость каждый раз, когда думаете об интересах и комфорте вашего собеседника, а не только о своих собственных.
4. Энтузиазм. Профессионализма мало. Если вы образцово выполняете свою работу, но не испытываете подъема, это сразу заметно. И это способно охладить пыл ваших коллег. Воодушевление подделать невозможно. Поэтому, чтобы испытывать энтузиазм, вы должны любить свою работу.
Самое главное правило в работе над имиджем гласит: он лишь надстройка над вашими личными качествами. Не имидж управляет вашей жизнью, а вы управляете им. Безусловно, будучи окруженными людьми, мы следуем определенным правилам. Но при этом каждый из нас остается индивидуальностью.
|