За оцінками Національного банку України, безробіття в Україні сягнуло 35%. Фактично кожен третій українець, який мав офіційну роботу, її втратив. Як держава пробує долати безробіття під час війни? Давайте з’ясуємо.
Финансовые пирамиды, что это? Изобретение современности? Нет! Аналогичные схемы существовали еще до Великой Октябрьской Революции. Предлагаю Вашему вниманию статью из книги “Завтрак с головоломками” выпущенной в Брежневские времена “расцвета“ социализма. Выводы делайте сами.
Финансовые пирамиды, что это? Изобретение современности? Нет! Аналогичные схемы существовали еще до Великой Октябрьской Революции. Предлагаю Вашему вниманию статью из книги “Завтрак с головоломками” выпущенной в Брежневские времена “расцвета“ социализма. Выводы делайте сами.
Лавина дешевых велосипедов.
В дореволюционные годы были у нас, – а за рубежом, вероятно, и теперь еще находятся, – предприниматели, которые прибегают к довольно оригинальному способу сбывать свой товар, обычно посредственного качества. Начинали с того, что в распространенных газетах и журналах печатали рекламу такого содержания:
Велосипед за $10 !
Каждый может приобрести в собственность велосипед, затратив только $10. Пользуйтесь редким случаем. Вместо $50 – $10. Условия покупки высылаются бесплатно.
Немало людей, конечно, соблазнялись заманчивым объявлением и просили прислать условия необычной покупки. В ответ на запрос они получали подробный проспект, из которого узнавали следующее.
За $10. высылается пока не самый велосипед, а только 4 билета, которые надо было сбыть по $10 своим четверым знакомым. Собранные таким образом $40 следовало отправить фирме, и тогда лишь прибывал велосипед; значит, он обходился покупателю действительно всего в $10, остальные $40 уплачивались ведь не из его кармана. Правда, кроме уплаты $10 наличными деньгами, приобретающий велосипед имел некоторые хлопоты по продаже билетов среди знакомых, – но этот маленький труд в счет не шел.
Что же это были за билеты? Какие блага приобретал их покупатель за $10? он получал право обменять их у фирмы на 5 таких же билетов; другими словами, он приобретал возможность собрать $50 для покупки велосипеда, который ему обходился, следовательно, только в $10, т.е. в стоимость билета. Новые обладатели билетов в свою очередь получали от фирмы по 5 билетов для дальнейшего распространения, и т.д.
На первый взгляд во всем этом не было обмана. Обещание рекламного объявления исполнялось: велосипед в самом деле обходился покупателям лишь в $10. Да и фирма не оказывалась в убытке, – она получала за свой товар полную его стоимость.
А между тем вся затея – несомненное мошенничество. “Лавина”, как называли эту аферу у нас, или “снежный ком”, как величали ее французы, вовлекала в убыток тех многочисленных ее участников, которым не удавалось сбыть дальше купленные ими билеты. Они-то и уплачивали фирме разницу между $50 стоимостью велосипедов и $10 платой за них. Рано ли, поздно ли, но неизбежно наступал момент, когда держатели билетов не могли найти охотников их приобрести. Что так должно непременно случиться, вы поймете, дав себе труд проследить с карандашом в руке за тем, как стремительно возрастает число людей, вовлекаемых в лавину.
Первая группа покупателей, получившая свои билеты прямо от фирмы, находит покупателей обычно без особого труда; каждый член этой группы снабжает билетами четверых новых участников.
Эти четверо должны сбыть свои билеты 4 х 5, т.е. 20 другим, убедив их в выгодности такой покупки. Допустим, что это удалось, и 20 покупателей завербовано.
Лавина движется дальше: 20 новых обладателей билетов должны наделить ими 20 х 5 = 100 других.
До сих пор каждый из “родоначальников” лавины втянул в нее 1+4 + 20 +100 = 125 человек, из которых 25 имеют по велосипеду, а 100 – только надежду его получить, уплатив за эту надежду по $10.
Теперь лавина выходит уже из тесного круга знакомых между собой людей и начинает растекаться по городу, где ей становится, однако, все труднее и труднее отыскивать свежий материал. Сотня последних обладателей билетов должна снабдить такими же билетами 500 граждан, которым в свою очередь придется завербовать 2500 новых жертв. Город быстро наводнится билетами, и отыскивать охотников приобрести их становится весьма нелегким делом.
Вы видите, что число людей, втянутых в лавину, растет по тому же самому закону, с которыми мы встретились, когда беседовали о распространении слухов. Вот числовая пирамида, которая в этом случае получается:
1 4 20 100 500 2 500 12 500 62 500
Если город велик, и все его население, способное сидеть на велосипеде, составляет $62.500, то в рассматриваемый момент, т.е. на 8 “туре”, лавина должна иссякнуть. Все оказались втянутыми в нее. Но обладает велосипедами только пятая часть, у остальных же 4/5 имеются на руках билеты, которые некому сбыть.
Для города с более многочисленным населением, даже для современного столичного центра, насчитывающего миллионы жителей, момент насыщения наступит всего несколькими турами позднее, потому что числа лавины растут с неимоверной быстротой. Вот следующие ярусы нашей числовой пирамиды:
312 500 1 562 500 7 812 500 39 062 500
На 12-ом туре лавина, как видите, могла бы втянуть в себя население целого государства. И 4/5 этого населения будет обмануто устроителями лавины. Подведем итог тому, чего собственно достигает фирма устройством лавины. Она принуждает 4/5 населения оплачивать товар, приобретаемый остальною 1/5 частью населения; иными словами – заставляет четырех граждан облагодетельствовать пятого. Совершенно безвозмездно приобретает фирма, кроме того, многочисленный штат усердных распространителей ее товара. Правильно охарактеризовал эту аферу один из наших писателей (прим. ред.: И.И. Ясинский) как “лавину взаимного объегоривания”. Числовой великан, невидимо скрывающийся за этой затеей, наказывает тех, кто не умеет воспользоваться арифметическим расчетом для ограждения собственных интересов от посягательства аферистов.”