Заробітна плата, та й узагалі фінансове питання – болючі місця для багатьох українців. І все ж давайте з’ясуємо, яку зарплату, згідно нещодавніх опитувань, українці вважають достойною.
Все мы имеем склонности, увлечения и таланты. Одни рисуют картинки, рифмуют строчки и музицируют, другие пишут полезные программки "для себя" и рисуют сайты. Чаще всего эти занятия не становятся основным видом деятельности и источником постоянного дохода, а остаются любимым хобби.
Однако именно такие освоенные и орошенные нашим талантом увлечения способны в сложные времена безденежья или редкие минуты ничегонеделания на работе приносить "хорошую прибавку к пенсии". Главная проблема, с которой сталкиваются люди творческие, - неумение продать свои "наработки" или элементарное незнание, как это сделать. Так, в ходе интервью с директорами и менеджерами по PR разных творческих объединений и редакций, а также на основе собственного опыта мне удалось выяснить, как стать "внештатником", "автором", "свободным художником" и добывать гонорары. Помимо скромных денег, такой свободный полет нередко помогает продвинуться по карьерной лестнице - журналист набивает руку, художник и фотограф пополняет портфолио. Схема, в общем, везде одна. Вам надо добраться до человека, который оценит ваш талант по достоинству. Впрочем, есть некоторые секреты и заветные ходы.
Я поэт, зовусь я цветик, от меня вам всем приветик!
Жанна Канина из известной открыточной компании уверяет, что стать внештатником просто - главное, иметь интерес к открытке, чувствовать, что интересно публике и разбираться в тонкостях. Т.е. стиль дружеского поздравления, разумеется, совершенно отличается от пожеланий начальству. Оплачивается одно принятое стихотворение примерно одинаково, стандартный тариф - 30 у. е. за опус в восемь-десять строчек. Отбор многоступенчатый, в некоторых компаниях, как, например, "Открытое письмо" строгий, в других более мягкий. Вы отвечаете на ряд вопросов, например, что такое открытка и для чего она создана, вас просят перевести английский текст, попрактиковаться в прозаическом жанре, сочинить стихи на четыре-пять заданных тем. Ваша задача - добраться до менеджера по персоналу, контент-редактора или главного художника и пройти предварительное тестирование. Некоторые представленные в сети открыточные компании предлагают заполнить виртуальную форму. Не стоит этого делать, рассчитывая на порядочность. Возможно, копирайтеры собирают идеи. Это вовсе не значит, что ваше творение злобно украдут - просто стихи посетителей сайта используют как стимуляторы во время мозгового штурма. Часто подобные объявления встречаются на сайтах rdw.ru и job.ru, однако я советую быть внимательными и без ложной скромности звонить прямо по списку компаний, работающих в этой сфере. По крайней мере, не обманут. В этом смысле показателен опыт знакомого внештатника: в "Арт и дизайн" одна талантливая женщина на поставленную задачу поздравить с днем рождения мужчину-отца выдала 750(!!!) стихов- поздравлений. А вам слабо? "Праздник", "Арт и дизайн", "Мир открыток", "Открытое письмо". Телефоны этих компаний вы найдете на сайте www.euroadress.ru в результате поиска на слово "открытка".
Художник, что рисует дождь
"Многими открытка воспринимается как нечто не высокохудожественное. Это мнение ошибочно. Фрилансер и штатный дизайнер должен владеть классическим рисунком, иметь портфолио, готовые наработки. Стиль и школа - значения не имеют. Главное - техника исполнения и креативность. Если вы чувствуете уверенность, что открытка у вас получится, милости просим", - говорит Марина Селецкая, дизайнер, художественный редактор "Арт и дизайн". Компании-лидеры имеют штат "внештатников", с которыми постоянно сотрудничает. Эти люди привлекают издательство открытками "под ключ" - с готовым макетом рисунка и текстом. Популярностью пользуются прирожденные лингвисты, умеющие составлять отточенные тексты. Хотя в принципе компании работают отдельно и с идеями и с текстом. "К нам приходят ребята иэ Строгановки, Полиграфического, очень ценятся выпускники Киевских художественных училищ - у них свой почерк. Работы свои можно передать через друзей или отправить по почте, с гонораром обычно проблем тоже нет. По сути, нам не важно, откуда человек. Лишь бы был талантлив", - продолжает разговор Марина Селецкая. Где требуются художники? Например, в книжных и журнальных издательствах, открыточных компаниях, кинотеатрах, студиях веб-дизайна. Гонорар за один созданный макет сайта - 50-100 у.е., за одну "визитку" или открытку - от 30 до 70 у.е.