Оказывается, потеря работы наносит человеку такую серьезную травму, с которой не может сравниться даже развод или смерть близкого человека. К такому выводу пришли ученые-экономисты в ходе многолетнего исследования.
И вот, подобно Остапу Бендеру из «Золотого теленка», получившего вожделенный миллион от господина Корейко, вы можете радостно воскликнуть: «Сбылась мечта идиота!» Да, вы наконец стали начальником. И теперь ничего не произойдет без вашего активного вмешательства, указаний и действий, так как, перефразируя все тех же Ильфа и Петрова, командовать парадом будете вы. Мысль, конечно, интересная и, прямо скажем, лестная, но, к сожалению, не все так просто, как кажется…
Если на вакансию начальника вы пришли, что называется, со стороны, ваша задача становится сродни задаче разведчика, засланного в тыл врага: в первую очередь необходимо как следует осмотреться. Вам нужно составить полное представление о деятельности организации. Особенно важно знать все о вашем собственном участке работы. Уясните, по каким критериям оценивают труд именно в данной компании. Например, помимо перевыполнения плана и качественной работы еще требуют экономии ресурсов, новых разработок и так далее. Стоит внимательно понаблюдать за руководящим составом, потому что не всегда главный тот, кто является им по должности. Чисто внешне человек может обладать царственной осанкой, говорить зычным голосом, но в организации он — пустое место и имеет только представительские функции.
В одной компании все руководство осуществлял генеральный менеджер, но торговый директор, по сути, был важнее, так как от результатов его работы зависела жизнедеятельность организации. Генеральный и торговый постоянно враждовали, их подчиненные даже разделились на два лагеря. В результате, когда компания выросла и превратилась в холдинг, должности объединили и торговый директор стал называться президентом. Излишне рассказывать о судьбе людей генерального… Поэтому необходимо видеть перспективу развития организации. Как известно, все в мире движется по спирали, в этом смысле интересно поговорить о былых временах со старожилом компании. Наверняка найдется такой человек, который пережил и «белых», и «красных».
Полезно будет узнать и планы высшего руководства в отношении порученного вам участка деятельности. Определите, кто является вашим непосредственным начальником, и обязательно к нему пробейтесь, но не с пустыми руками, а с толковыми предложениями по усовершенствованию рабочего процесса. Вы должны абсолютно четко знать, что от вас хотят получить наверху. Спрашивайте все, что вам покажется непонятным. Сразу узнайте, какие порядки заведены на новом рабочем месте. Допустим, вы можете визировать финансовые документы только после главного бухгалтера или до определенной суммы — самостоятельно и так далее. Обязательно выясните, какие сейчас у фирмы проблемы. Однажды генеральный директор безуспешно занимался поисками таможенного терминала, а у нового начальника отдела остались кое-какие полезные связи в этой области еще со старой работы. Буквально за две минуты он снял большую головную боль, и генеральный с тех пор принимал его в любое время, несмотря на занятость. Обязательно условьтесь с вашим непосредственным руководством о следующей встрече или договоритесь, если нет ничего срочного, встречаться еженедельно. Будьте настойчивы в данном вопросе. Как сказано в Библии, «не будь навязчив, чтобы не оттолкнули тебя, и не слишком удаляйся, чтобы не забыли о тебе».
Присмотритесь к отношениям в руководящем составе, ведь новому человеку сразу видно, существует ли в них напряжение или даже открытая вражда, а может, подхалимаж, кому буквально смотрят в рот, а кого «зашикивают» на совещаниях. Полная картина сложится далеко не сразу, вначале она будет похожа на детскую мозаику с недостающими фрагментами, но со временем все элементы встанут на место.
Период адаптации очень сложен, а для нового руководителя — вдвойне, так как влиться в сложившийся коллектив и в отлаженный трудовой процесс непросто. А варягу это нужно сделать быстро и эффективно. Сразу обратите внимание на принятые в организации правила: работают ли здесь строго по заданию вышестоящего руководства или самостоятельно, выдвигая собственный план; расценивают ли просьбу о помощи как профессиональную некомпетентность; кто конкретно решает вопросы приема, поощрения и наказания сотрудников; принято ли в коллективе разговаривать на личные темы, шутить и фамильярничать; существуют ли кофе-паузы; как относятся к завалу бумаг на столах, опозданиям и долгому отсутствию на рабочем месте.
Безусловно, один в поле не воин, и в своей работе вы от кого-то зависите, и от вас кто-то зависит, даже если эти кто-то находятся вне стен вашего предприятия. Необходимо изначально наладить хорошие взаимоотношения с ними, но не стать своим среди чужих и чужим среди своих.
Выдвиженцу из коллектива, с одной стороны, намного легче, потому что он знает ситуацию изнутри, знает тех, с кем предстоит взаимодействовать. Но, с другой стороны, намного труднее с собственными сослуживцами. Первое время они не будут воспринимать бывшего коллегу как своего босса. Поэтому не спешите закручивать гайки, но помните, что ваша задача — изменить ситуацию на подвластном участке к лучшему. Для этого нужно соблюдать нейтралитет. В ваших интересах повысить эффективность работы каждого подчиненного и избавиться от тех, кто работать не желает или не может.
Допустим, как выдвиженец, вы отлично знаете, что ваш сотрудник N ни при каких обстоятельствах хорошо работать не сможет, более того, он будет подстрекать к плохой работе остальных и постарается манипулировать вами. Выход один: применить к N санкции вплоть до сокращения штатов, пересмотра должностных инструкций, значительного уменьшения заработной платы и так далее.
Уверенно и непреклонно учите своих сослуживцев подчиняться вам. Это возможно, если уже есть доверие и уважение. Бывший американский президент Рональд Рейган сказал: «Я не самонадеян, упаси Бог. Просто я верю в то, что любая проблема решаема, если все будут делать то, что я говорю».
А если кто-то из коллег раньше претендовал на занятую вами должность начальника? Надо открыто, встретившись тет-а-тет, поставить его перед выбором: или вы научитесь взаимодействовать, или в атмосфере вражды вам вряд ли удастся вместе эффективно работать дальше. Вы можете строить отношения с бывшими коллегами на взаимопонимании, но без поблажек. Помните, как у Салтыкова-Щедрина: «При встрече с лицами высшими представляется выражать вежливое изумление и несомненную готовность претерпеть; при встрече с равными — гостеприимство и желание оказать услугу; при встрече с низшими — снисходительность, но без послаблений». Почувствовав вашу слабость, ее начнут использовать. Это касается буквально всего: умения отдавать приказания, мотивировать, поощрять и наказывать сотрудников, а также делегировать полномочия. И ваше поощрение очень скоро в коллективе будут воспринимать как норму.
Если вы — варяг, присмотритесь к работе подчиненных. И если сразу непонятно, кто в вашей команде плохо играет, то проведите тестирование или переаттестацию для того, чтобы выявить слабое звено. Как бы ни было жалко сотрудника, помните, что работа есть работа и те, кто не успевает бежать с вашей скоростью, подводят весь коллектив. Безусловно, начинать с увольнений не стоит: сначала сослуживцы должны проникнуться к вам доверием и уважением. Следовательно, необходимо поставить себя должным образом с первой минуты пребывания на новом месте. Вы должны расположить к себе подчиненных. Каким образом? Обратите внимание на пресловутый имидж. Не надо изображать «гиганта мысли, отца русской демократии», если вы таковым не являетесь. Главное, быть в гармонии с собой, но помнить, что руководителю следует выглядеть подтянутым и опрятным. Конечно, хотелось бы иметь внешность кинозвезды, но, заметьте, не все кинозвезды красивы. Так в чем же их секрет? В обаянии. Подумайте о выражении своего лица. Что, по-вашему, оно должно отражать? Прежде всего доброжелательность. Осанка говорит об уверенности в себе, походка — об энергичности. Чем запоминаются, например, певцы, даже если у них не особо сильный голос? Интонацией. Вам необходимо говорить ясно и убедительно, для чего сначала сформулируйте то, что вы хотите сказать, а потом уже озвучьте: каждое ваше слово теперь должно быть взвешенным и значимым.
Старайтесь распланировать каждый час, день, месяц, полугодие. Возьмите себе за правило коротко и ясно объяснять сотрудникам их задание, а также непременно указывать тот промежуток времени, за который они должны с ним справиться. И так же кратко попросите их излагать свои проблемы. Не тратьте время на посторонние разговоры, только в пределах разумного. Умейте безболезненно для окружающих ограничить уделяемое им внимание. Если к вам повалили подчиненные со своими «рационализаторскими» предложениями, то установите субординацию или поручите кому-то из сотрудников выбирать самую интересную для вас информацию. Не превращайте свой кабинет или рабочее место в проходной двор, иначе вам некогда будет работать самому.
Особое внимание необходимо обратить на конфликтных людей. К сожалению, они есть практически в любом коллективе. Умение ладить со всеми — большое искусство, и вам этому необходимо научиться. Каждому начальнику независимо от должности нужно постоянно совершенствовать свои знания, начиная с ораторского мастерства и заканчивая знаниями новшеств в области психологии и управления. Не останавливайтесь на достигнутом, даже самому большому руководителю не следует почивать на лаврах, потому что если он остановится в своем карьерном беге, то обязательно сойдет с дистанции или, что гораздо хуже, покатится вниз… У начальника сложная задача: ему приходится балансировать между требованиями вышестоящего руководства, с одной стороны, и потребностями подчиненных — с другой. И здесь без знания психологических аспектов управления никак не обойтись, потому что от климата в коллективе зависит, будет ваша работа интересной или станет невыносимой. Так что все в ваших руках.