Мировой финансовый кризис, обрушив фондовые рынки, ослабив рубль и дав надежду доллару, докатился до офисных зданий. По оценкам российских HR-специалистов, первыми под раздачу попадут так называемые "белые воротнички". Следом рассылать свое резюме могут начинать маркетологи и PR-менеджеры. Уже составляется перечень профессий, носителям которых можно начинать поиск работы.
Банкиры, строители, девелоперы
В условиях прогрессирующего финансового кризиса расходы на персонал уже сократили в инвестиционных и девелоперских компаниях, банковской сфере. После того, как о банкротстве заявили несколько крупнейших мировых компаний, началось массовое сокращение персонала. Так, Lehman Brothers не удалось сохранить 750 рабочих мест в Европе, банк HSBC объявил о предстоящем сокращении 1,1 тыс. сотрудников, UBS AG по итогам третьего квартала собирается сократить 1,9 тыс. рабочих мест. О том, что творится в российских компаниях, пока неизвестно. Однако один из банков, лидирующих в сфере потребительского кредитования, - ХКФ Банк - заявил о полном отказе от ипотеки и автокредитования, что неминуемо приведет к сокращению рабочих мест за счет сотрудников соответствующих департаментов. Швейцарский банк UBS AG проведет сокращение 2000 сотрудников в инвестиционных подразделениях по всему миру. Один из источников на рынке утверждает, что, возможно, больше всех пострадают именно российские филиалы. Этот же источник говорит о том, что увольнения также планируются в "Ренессанс Капитале".
Рекрутеры отмечают значительное высвобождение квалифицированного персонала. По данным компании HeadHunter, в сентябре 2008 года по сравнению с августом зафиксировано значительное снижение спроса на специалистов в money market, а также по таким направлениям, как корреспондентские и международные отношения, на таких направлениях как торговое финансирование, налоги, разработка новых продуктов, ипотечное и розничное кредитование, трейдинг и рынки Forex. Рекрутинговые компании заявляют, что по вакансиям трейдеров и специалистов по ипотеке работа вообще сошла на нет. Зато на специалистов в области финансового мониторинга, кредитных рисков, кассового обслуживания и руководства филиалами уже отмечено повышение спроса. Кроме того, резкое снижение спроса произошло в сфере топ-менеджмента крупных компаний и международных банков.
Девелоперы отреагировали на кризис кадровыми репрессиями еще раньше банков. Уже летом 2008 года в сфере строительства и девелопмента обозначились определенные проблемы. Тогда же компании этого профиля приостановили набор сотрудников по всем позициям, имеющим отношение к развитию бизнеса, оставив, по словам рекрутеров, лишь позиции на замену и по текущим объектам. Некоторые рекрутеры констатируют: количество вакансий от компаний инвестиционно-строительной сферы сократилось почти на 60%.
Сокращения в финансовом секторе начались в конце сентября. Так, управляющая компания "Максвэлл Капитал" сократила персонал на 50%, рассказал уже бывший управляющий активами. В инвестиционной группе "Антанта Пиоглобал" сокращение на 70%, значительно уменьшились аналитический и трейдинговый отделы. Участники рынка также говорят об увольнениях в "Уралсибе", "Брокеркредитсервисе", "Велес Капитале", корпорации "Открытие".
Сотрудники медийных проектов
На рынке масс-медиа также отмечается легкая кадровая паника. На финансовый кризис отреагировали кинокомпания "Амедиа", сократившая штат в пять раз, и холдинг РБК, сокративший 5% своих сотрудников. По информации из закрытых источников, крупные издательские дома с западным капиталом в разы сокращают бюджеты на финансирование проектов, а от запуска новых и вовсе пока воздерживаются. Рекрутинговые компании, в клиентском портфеле которых немалую долю занимали заказы от международных компаний, работающих на российском рынке, уже отметили сокращение количества вакансий на 10-20%. Руководство питерского офиса радиостанции Business FM в перспективе планирует сократить количество сотрудников в северо-западного представительства на 50%. На планы руководителей станции повлияла общая ситуация на рынке. "По итогам года мы всегда смотрим, где можно сократить издержки, а в условиях кризиса мы тем более обязаны минимизировать расходы". Правда, в московском офисе, по некоторым данным, о планах питерских коллег ничего не известно.
Туроператоры
Туроператоры России также бьют тревогу. На пресс-конференции, посвященной финансовому кризису, представители ассоциации туроператоров России (АТОР) рассказали, что сильнее всего этот катаклизм проявит себя в турбизнесе в январе-феврале будущего года, когда как раз и стоит ожидать наибольшее количество банкротств среди турфирм. По оценкам экспертов турбизнеса, первые признаки рецессии на российском туристическом рынке появились в начале III-го квартала. Впервые за 17 лет истории российского турбизнеса в этом году на рынке нет ни одного крупного туроператора, который по итогам летнего сезона смог бы декларировать о своих успехах. В мае, по словам представителей ассоциации, еще наблюдался рост продаж, а уже в июне наметился спад. При этом туррынок, в отличие от многих других секторов экономики, пострадал вдвойне: он не только одним из первых почувствовал на себе приближение кризиса, но и не смог для себя создать финансовую "подушку". Ведь топливные сборы полностью никогда не компенсировали постоянный рост цен на авиаперевозку, и туроператоры вынуждены были частично доплачивать за туристов из своего кармана.
Маркетинг, IT, HR
Уже сейчас задуматься о собственной судьбе специалисты рекомендуют маркетологам и PR-щикам крупных компаний. Именно бюджеты этих отделов урезаются в первую очередь в условиях жесткой финансовой экономии. Кроме того, на рынке уже наметился избыток специалистов в сфере IT/телеком.
И многие другие
Приток огромного количества резюме наблюдается также среди бухгалтеров и специалистов по управлению персоналом. Скажется кризис и на менеджерах начального звена - там, где раньше работали двое слабых, будет работать один сильный. А так же на административном персонале. С проблемами устройства на работу столкнутся также водители, курьеры и секретари, ожидают эксперты. Большие трудности будет испытывать торговля, поскольку инвестиции в открытие новых супермаркетов могут не окупиться.