Аналіз кількості вакансій на онлайн-ресурсах дає підстави стверджувати, що рекордна публікація оголошень зафіксована на початку року. Інша цікава тенденція полягає в тому, що кількість вакансій продовжує зростати, але пошукачів роботи стає менше.
Найти нового работника индивидуальному предпринимателю нелегко. Найти хорошего нового работника — еще труднее. И каждый поиск требует затрат: моральных, материальных, временных. Чтобы эти затраты не множились, нового работника нужно уметь удержать. По статистике 80% увольняющихся сотрудников принимают решение об увольнении в первый же день работы на новом месте. Для того чтобы ваши работники не вошли в их число, важно правильно организовать адаптацию новичка.
Маленький коллектив — это как маленькая семья: со своими привычками, традициями, правилами. И представьте, что в этой семье появляется новый человек. Причем не тот, которого долго ждали, как семья ждет ребенка. А тот, который свалился неожиданно, как, например, ваши зять или невестка. Естественно, эмоции будут бить через край. Старые работники захотят показать, кто есть кто и сразу же укажут новичку его место. Они могут игнорировать все его предложения, даже самые прогрессивные.
Этап первый — предварительный
Ошибаются те, кто думают, что адаптационный процесс начинается в первый день, а то и в первую неделю работы новичка. Если придерживаться этой точки зрения и затягивать начало адаптационных мероприятий, то в итоге они могут оказаться безрезультатными и вы потеряете нового работника, прежде потратив на него свои деньги и время. Поэтому начинать адаптацию нужно задолго до прихода нового человека. Возможно, даже тогда, когда вы еще не знаете, кто это будет. В общем, начинать надо тогда, когда вы решите уволить предыдущего сотрудника. В идеале уходящий работник должен передавать дела новому человеку сам. Это позволяет облегчить адаптационный период новичка, помогает ему быстрее включиться в работу.
О кураторстве
Еще одной задачей на предварительном этапе должен стать выбор и назначение опытного сотрудника, так называемого «куратора», который будет отвечать за эффективность процесса адаптации нового человека. От правильного выбора куратора во многом зависит успешность всего процесса адаптации.
Этап второй — самый сложный
Самым сложным периодом для нового сотрудника по праву считается первый день, и даже вся первая неделя. В это время новичок пребывает в состоянии настоящего стресса. Для того чтобы хоть немного уменьшить его, к приходу новичка следует подготовиться.
Во-первых, необходимо подготовить его рабочее место. Здесь важно, чтобы все необходимое новому сотруднику для работы — от стула до станка — было исправно и находилось там, где должно находиться. Отсутствие подготовленного рабочего места или его неполная готовность, заставляющие новичка заниматься этими вопросами самостоятельно, будут вызывать у него чувство неловкости. И у сотрудника сразу же сложится негативное мнение о вас и вашем коллективе.
Во-вторых, к приходу нового работника можно разработать ориентационную папку — своеобразный путеводитель новичка по новому месту работы. В папку должны войти юридические документы, регулирующие деятельность вашего нового сотрудника, в том числе должностная инструкция, инструктаж по правилам техники безопасности, положение о коммерческой тайне, информация о распорядке рабочего дня. Также в папку можно включить неофициальную информацию о традициях, негласных правилах, действующих в коллективе, праздниках, которые коллектив отмечает вместе, и т.д.
В первую неделю лучше не перегружать работника, не следует давать ему ответственных заданий. Новичок и так перегружен поступающей к нему новой информацией, поэтому может с ними не справиться.
Этап третий — контрольный
К концу первого месяца можно начинать делать предварительные выводы о том, насколько успешно идет процесс адаптации нового сотрудника. Для этого необязательно проводить сложные тесты или нанимать дорогих специалистов. Поскольку речь идет о психологическом комфорте, который должен испытывать каждый сотрудник в коллективе, то определить степень этого комфорта можно по внешнему виду работника. Если вы принимали на работу активного, энергичного, жизнерадостного человека, а через месяц видите, что он без настроения, постоянно опаздывает на работу, сидит, уставившись в одну точку потухшим взглядом, значит, что-то в адаптационном процессе пошло не так.
Этап четвертый — решающий
К концу второго месяца — а именно столько обычно занимает адаптационный процесс — работник должен выглядеть как полностью адаптировавшийся человек. Основными критериями успешного прохождения периода адаптации являются чувство собственной полезности и значимости, профессиональная гордость за результаты собственной работы, полная удовлетворенность и уверенность в завтрашнем дне. В этот период не следует требовать от работника больших результатов. Главное, чтобы вы видели: он понимает те задачи, которые вы перед ним ставите, может с ними справляться и, что самое важное, хочет это делать.