РЕБЕНОК, УЧИТЕЛЬ, РОДИТЕЛИ И ПРОБЛЕМА Причины, которые приводят к школьной неуспеваемости, у всех разные, но попробуем все-таки определить некоторые основные категории. Как бы ни вел себя на уроках или дома неуспевающий ученик, я хочу, чтобы родители поняли главное - нет плохих, тупых, неорганизованных, невнимательных и бестолковых детей, а есть Ребенок, Учитель, Родители и проблема, которая не позволяет учащемуся стать сначала хорошим учеником, а впоследствии -успешным человеком в жизни. И только объединив свои усилия, разобравшись в причинах, мы можем начать борьбу именно с проблемой, помогая тем самым маленькому человеку. ОТСУТСТВИЕ МОТИВАЦИИ Нежелание учиться - это то, что специалисты называют "отсутствием мотивации". Любые наши действия или начинаются, или продолжаются благодаря мотивации. Это своеобразный двигатель человеческого поведения. Если у учащегося мотивация (или заинтересованность) в познании нового достаточно сильная, то о нем обычно говорят: ребенок упорный, старательный, настойчивый, может достичь поставленной цели. Особенно это становится очевидным с наступлением подросткового возраста. Те, у кого четко определенной цели нет, учатся вяло, нестабильно, совершенно не используя свой интеллектуальный потенциал, часто могут пропускать занятия. К выпускному классу вообще теряются: как бы "просыпаются", начинают осознавать, что времени для определения с будущим осталось очень мало, и тогда начинаются проблемы. Одни мечутся, перегружая себя репетиторами, курсами, хватаясь за все и сразу, нервничают и тем самым вокруг себя создают невыносимую обстановку. НЕДОСТАТОЧНЫЕ УМЕНИЯ УЧИТЬСЯ Я часто сталкиваюсь с тем, что далеко не всегда детей учат эффективным методам обучения. Как именно правильно составить конспект, отделить главное от второстепенного, быстро и качественно обработать большой объем информации, логически грамотно построить свой ответ или просто выучить стихотворение? И здесь тоже не обойтись без помощи родителей или старших братьев, сестер, которые просто могут поделиться своим опытом. Как же часто, спрашивая, "Как ты учишь урок?" у учащихся, я слышу в ответ: "Читаю помногу раз от начала и до конца. Пока не запомню". Представляете, сколько напрасно потрачено сил и времени? А самое главное, если к контрольной или экзамену процентов 10-20 от выученного в памяти у особо талантливых остается, то это еще и замечательно. НИЗКАЯ САМООЦЕНКА Низкая самооценка - тоже немаловажный фактор сниженной мотивации к обучению. Ощущение собственной несостоятельности, никчемности, неполноценности, недооценка своих возможностей и сил никоим образом не будут способствовать стремлению учиться. Кто захочет лишний раз убеждаться в своем бессилии или неспособности к чему-то? А ведь детская психика намного более ранима, нежели у взрослого человека. |