Танец — искусство условное, действительность отражается в нем сложнейшей системой пластических динамических образов. Приступая к работе, хореограф «пляшет» прежде всего от музыки, предопределяющей и диктующей эмоциональный настрой всего сценического действа. Постановка может включать разнообразнейшие формы и жанры танца: строго классический или народно-характерный, сольный или массовый... Танцмейстер обязан не только досконально их знать, но и уметь исполнять: профессия требует навыков танцовщика-исполнителя. Это условие, пожалуй, главное в профессии, но отнюдь не единственное.
Сегодня танец — неотъемлемая составляющая культурной жизни. С помощью этого древнего искусства современный человек поддерживает прекрасную физическую форму. В настоящее время многие обучаются танцам не потому, что избрали это занятие своей профессией, а «просто так», для души. Для кое-кого — это прекрасный (и часто единственный) способ абстрагироваться от обыденности и рабочих проблем. И таким неофитам обязательно нужен маэстро, который научит их в совершенстве управлять своим телом и отточит движения.
Возможно, небезызвестная Таис Афинская не ошибалась, утверждая: «Тот, кто не любит танцевать, робок и стесняется своих чувств». Но любить — одно, а уметь красиво и точно передавать чувства движениями — совсем другое. И зависит это не только от исполнителя, но и руководителя — хореографа. Благодаря трудам и стараниям этого специалиста движения становятся понятны, связны и гармоничны. Полноценная картина представления — результат усилий постановщика.
Хореограф работает с танцорами, стремясь придать их движениям завершенность. Именно благодаря этому все танцевальные сцены соединяются в полноценное театральное произведение. Некоторые хореографы используют навыки для импровизации и интерпретации уже существующих танцев. Некоторые работают по схеме спортивных тренеров, «муштруя» подопечных. Иные с помощью техник пантомимы или контактной импровизации создают совершенно новые постановки. Этих специалистов можно увидеть за кулисами театров, в танцевальных студиях, в опере, на телевидении, на съемках фильма или постановке мюзикла, на фестивалях и даже подиуме. Но всегда на труппу артистов (пусть их будет хоть сотня) приходится только один хореограф. И приживаются в этой среде наиболее творческие и самобытные асы хореографического искусства.
Существует у названия профессии и более архаичный синоним — «балетмейстер», что в буквальном переводе означает «мастер балета». Так именуют постановщиков балетных спектаклей, концертных номеров, танцевальных сцен, а также отдельных пластических номеров в драматическом спектакле, мюзикле, кинофильме. А в постановке спектакля он может выступать в роли режиссера. Однако в наши дни сфера деятельности этого специалиста не ограничивается работой в театре оперы и балета. Любая театральная постановка предполагает участие балетмейстера. При постановке оригинального спектакля танцевальный (хореографический) текст сочиняется им же. Отсюда второе, современное, «имя» — хореограф: «хорео» — танец, «граф» — писать. Хореографический текст или хореография — это совокупность всех движений и поз, выполняемых в строгой определенной последовательности и образующих тот или иной танцевальный эпизод, танец или же всю балетную постановку в целом.
АЗЫ ВЫСОКОГО ИСКУССТВА
Итак, сценарий (в высоком искусстве — либретто) написан. Как правило, сюжетные коллизии любой театральной постановки содержат главную идею произведения, основные события, конфликты, раскрывают характеры действующих лиц. Либретто служит основой для написания музыки и постановки спектакля. А хореограф уже на основе музыкального и литературного базиса создает хореографический шедевр. Танец — искусство условное, действительность отражается в нем сложнейшей системой пластических динамических образов. Приступая к постановке спектакля, хореограф «пляшет» прежде всего, от музыки, предопределяющей и диктующей эмоциональный настрой всего сценического действа.
Постановка может включать самые разнообразные формы и жанры танца: строго классический или народно-характерный, сольный или массовый, иногда их синтез... Танцмейстер обязан досконально знать все виды сценического искусства и уметь исполнять их лично: профессия требует навыков танцовщика-исполнителя. Это условие, пожалуй, главное, но отнюдь не единственное.
Какими же еще знаниями и качествами должен обладать хореограф? Во-первых, от специалиста ожидается высокая общая культура. Он должен прекрасно знать литературу, в первую очередь классическую. Так уж повелось: художественные произведения издавна служат источником хореографических сюжетов. И уж только с годами практики хореограф может попробовать себя в роли сценариста для авторских постановок.
Еще одно непременное условие для этого вида творчества — профессиональная нотная грамотность. Весь труд балетмейстера зиждется на музыкальной канве. Он должен бегло читать партитуру, понимать интонационный строй, чтобы прийти к единственно верному творческому решению. Мастер танца обязан хорошо разбираться в живописи и скульптуре. Хореография — искусство пластическое, а картина или скульптура могут подсказать то или иное танцевальное движение. Предметы изобразительного искусства помогают уловить дух определенной исторической эпохи. Кстати, начинающему хореографу требуется досконально изучить историю и этнографию, быть сведущим в смежных областях театрального искусства — драме, опере, мюзикле. Готовя номера в драматическом спектакле, балетмейстер исходит из художественной ткани всей постановки, чувствует творческую манеру драматического режиссера. То же самое относится к работе хореографа в кино, на эстраде.
И, пожалуй, главное: хореографу, как представителю любой творческой профессии, необходим талант.
ДВИЖЕНИЕ — ВПЕРЕД И ВВЫСЬ
Что ж, это теория. А на практике… Будни хореографа — тяжелый труд. И чтобы заслужить овации красоте очередного представления, по достоинству оцененной зрителями, нужно много работать. И развивать в себе такие навыки и умения:
Совершенствовать творческие задатки. Хотя оригинальность в творческой работе жизненно важна для успеха, необходимо постоянно следить за работой своих коллег, анализировать и использовать опыт старших мастеров. И хореографы постоянно ищут вдохновение. Дабы фонтанировать идеями, необходимо чувствовать весь мир искусства — музыку, скульптуру, фотографию, литературу — во всех проявлениях. Ведь танцевальная работа, демонстрирующая глубокие идеи, поднимающая острые темы всегда интересна и увлекательна. Только такой спектакль имеет шанс на популярность.
Искусство танца. Хореографы должны прекрасно знать танец и сами уметь танцевать, пусть и не гениально, но точно, без «помарок». Кроме того, должны уметь обогащать даже самый заурядный твист личной интерпретацией, а потом уж обучать других.
Организационные навыки. Представьте себе, что вы учитель, попавший в полный шалунишек класс, и вам предстоит их ласково призвать к послушанию и привести к высоким результатам. В трудовой жизни любого хореографа случается момент, когда нужно «слепить» единое целое из нестройной труппы. Вот тут-то придут на помощь командирские качества — залог будущего успеха не только маэстро, но и целой команды.
Коммуникабельность. Важно поддерживать тесный контакт не только с «подопечными» танцорами, но и с артистами, и музыкантами, и театральными художниками, с техниками. Ну и, конечно же, режиссером и продюсером.
ВЫБОР СЦЕНЫ
Вариантов трудоустройства в этой сфере великое множество. Можно обучать искусству танца крох в детсаду, а можно в школе ребят постарше. Вполне реально устроиться преподавателем в одну из танцевальных школ — их в столице немало, ведь это искусство популярно среди представителей разного возраста.
Можно занять должность арт- директора компании — в этом случае вам предстоит интересная, но напряженная работа. Придется планировать каждую репетицию так, чтобы она проходила без сучка и задоринки, ведь и аренда помещения, и время актеров весьма дороги. Можно совмещать все варианты (при условии грамотного тайм-менджмента). А став знаменитым и богатым, можно открыть собственную компанию и быть в ответе за все: и за организацию театральных постановок, и за продвижение креативной услуги, и за рекламу.
ЦЕНА СЛАВЫ
Количество рабочих часов этого специалиста исчисляется разными цифрами, но трудовой день, честно говоря, чаще всего «безразмерный». Утром тренировки или репетиции с танцорами, вечером спектакли, ведь надо же представить публике работу свою и артистов. Остальное время, как правило, отнимают административные хлопоты. Не забывайте: требуется время и силы для генерирования идей, разработки новых номеров. Иногда приходится проводить кастинг танцоров, выбирать костюмы, прослушивать часами музыку. В зависимости от сферы трудоустройства, приходится путешествовать — и не всегда по дивным городам с дорогими отелями.
Часто в начале карьеры хореографы трудоустраиваются в смежных областях или вообще не в сфере искусства. К тому же многие предложения основаны на свободном графике и поэтому оплачиваются не очень стабильно, но «обильно»: час занятий с мастером обходится одному ученику минимум в 10 долларов. Так что, распланировав день и трудоустроившись сразу в несколько учреждений, можно зарабатывать от 600 долларов в месяц на самой ранней заре карьеры. Далее таких специалистов выручает богемный круг знакомств: поступают самые разнообразные заказы и «халтуры», соответственно, растут доходы… Впрочем среднюю цифру найти трудно: сумма заработков хореографов может варьироваться, как и рабочий график.
Однако все трудности забываются, едва только поднимаются кулисы… Хореограф — профессия философская. И воздает она сторицей: ведь хореограф, как художник, творит собственное пространство, создает свой мир, свою галактику.
Роман Платонов
— Балетмейстер — звание «академическое», а хореограф — понятие более широкое. Себя причисляю к хореографам, хотя и танцевал некоторое время в балете. Из-за травмы пришлось заняться преподавательской деятельностью: учить детей 7-10 лет основам хореографии, оттачивать их движения. Работа с детьми — огромная ответственность при минимальном окладе, так что, этот эпизод в своей карьере я вспоминаю скорее как благотворительность, а не работу. Нынче работаю арт-дилером и считаю, что моя «балетмейстерская профессия» обеспечила широкий круг клиентов.
На пике моды
Самый популярный в последние годы танец — фламенко. Этот выходец из Испании настолько зажигателен и искрометен, что к началу осени практически невозможно найти свободную группу по этому классу. А возможно, он популярен у городских модниц еще и потому, что сжигает 185 калорий за 15 минут занятий...