Нет, наверное, ни одного гражданина нашей страны, который бы 1 сентября не промурлыкал себе под нос банальное: «Школьные годы чудесные…». Кто поспорит? Ведь приходятся они на самую беззаботную пору жизни — детство.
Нет, когда мы были маленькими, казалось, что у нас забот полон рот. И учителя, «пристающие» с домашним заданием, и родители, обязывающие заботиться о младших братьях-сестрах, и нагружающие домашней работой. И только повзрослев, осознали, как было здорово в школе: друзья-товарищи, конкурсы-олимпиады — скучать не приходилось.
Став родителями, не устаем твердить уже своим чадам о пользе школы: «Еще пожалеешь, что не учился и прогуливал!». А они не верят, убежденные в своей «умности» уже сейчас, спорят с «вредной» Марьванной, игнорируя ее уроки. Но подобная ситуация, скорее, характерна для старшеклассников, с малышами, согласитесь, легче.
Большинство учеников старшей школы уже определились с выбором дальнейшего жизненного пути, четко знают профилирующие предметы выбранной профессии. Поэтому «будущему гению программирования» тяжело высиживать на уроках истории или литературы. Никто не спорит: для общего развития предметы нужны, но как объяснить это подростку, сутками сидящему за компьютером. Возникает конфликт «учитель-ученик». Преподаватель, придерживающийся программы как государственного стандарта обучения, требует на «пятерку» не приблизительного «кое-что слышал», а «глубоких и прочных» знаний. А не освоившим материал обязан поставить «неуд». В аттестат, конечно, оценка не попадет, но пересдачами можно замучить любого.
Можно ли «уравновесить» отношения «ученик-учитель»? Выход из положения многие семьи находят в профильных специализированных школах или в занятиях на подготовительных курсах вузов. Неплохим решением проблемы мог бы стать экстернат — возможность старшеклассников периодически сдавать зачеты по «не профильным» предметам, в остальное же время вплотную заниматься «нужными» науками. Кстати, вопрос введения экстерната не один год обсуждается чиновниками, но воз, как говорится, и ныне там.
ЕВРОСОЮЗ БЬЕТ ТРЕВОГУ
Еврокомиссар по вопросам образования Ян Фигель в недавнем докладе отметил, что в среднем треть подростков стран Евросоюза малограмотны.
Одной из главных целей, которые ставил Евросоюз в далеком 2000 году, было сокращение количества плохо читающих школьников. Уже сейчас выяснилось, что, несмотря на значительное финансирование так называемой Лиссабонской стратегии доля безграмотных тинейджеров выросла с 21 до 24 %. Лидируют по количеству «недоучек» Румыния и Болгария — соответственно 53 и 51 процентов детей плохо читают и понимают написанное. За последние 5-7 лет несколько ухудшилась картина во Франции, Германии и Португалии. Совсем иначе обстоят дела в Финляндии, где насчитывается только 5% неуспевающих, за ней следует Ирландия (12%) и Эстония (14%).
«НЕ ХОЧУ УЧИТЬСЯ…»
Все больше школьников в Европе бросают школу, так и не получив аттестата зрелости, несмотря на то, что хорошее образование — гарантия трудоустройства. Поскольку отсутствие образования и квалификации уменьшает шанс найти работу, Брюссель обеспокоен быстро растущим количеством митрофанушек. Лидируют по данным критериям Португалия и Мальта, где более 30% подростков не доучиваются до аттестата. Самые высокие показатели по доступности и качеству образования в Норвегии, за которой следуют Великобритания, Словения и Швеция.
РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ
Не важно в первый или последний класс пошел ваш ребенок. Главное — не «отбить» желание учиться, и почаще вспоминать, что сверхнапряженный график ни к чему хорошему не приведет. Поэтому не заставляйте ребенка заниматься без перерыва: пусть учится находить время для прогулок, игр, общения с друзьями. Ничего страшного, если после напряженной недели сын или дочь закидывают учебники: разгрузочный день просто необходим! Все знают, лучший отдых — смена занятий, поэтому попробуйте заменить умственный труд физическим. Постарайтесь записать чадо в спортивную секцию, главное, чтобы ему нравилось заниматься, это отвлечет и от уличных компаний. Но постарайтесь разумно заполнить его день, не оставив даже щелочки для матери всех пороков — праздности и пустопорожнего ничегонеделания.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ МОЗАИКА
В нынешнем учебном году в школах Луцка будут проходить тематические уроки, посвященные изучению истории родного города, пропагандирующие здоровый образ жизни, в частности, и соблюдение чистоты в общественных местах и на улицах. Об этом шла речь во время аппаратного совещания в горсовете. Градоначальник Богдан Шиба уверен: «такие уроки должны быть практически в каждой школе города».
К сожалению, к началу учебного года подготовиться успели не везде. Так, ученики 8-х классов русскоязычных школ Харьковской области обеспечены учебниками только на 18,3%, украиноязычных — на 61,2%. Об этом сообщила заместитель председателя Харьковской облгосадминистрации Людмила Белова. Чиновники, как всегда, не виноваты. Это учебники «стали поступать» поздно, только с 22 июля. В целом, в области в 2008 году в первый класс придет на тысячу учеников больше, чем в 2007, а общее количество учащихся уменьшится на 10,5 тыс. человек.
А вот в Одесской области в этом году порог школы впервые переступят более 2 тыс. детей — сообщил начальник областного управления образования и науки Дмитрий Демченко. Цифра практически не отличается от прошлогодней. Только некоторые сельские школы не набрали ни одного первого класса, поскольку «не нашли» даже пятерых шестилеток — минимум для открытия класса. Дети, живущие в селах без школ, будут получать образование дома или ездить в соседний населенный пункт.
Оказывается, «недобравшие» баллы по внешнему тестированию могут подать иск на вуз, не желающий принять документы для вступления. Именно так поступила 82-летняя крымчанка Галина Чернова, которой из-за низкого балла (всего 124 пункта) Крымский институт экономики и права отказал в поступлении на коммерческой основе. Суд признал нарушение прав гражданки, мотивируя решение «желанием истицы платить за образование деньги», и принудил институт внести Галину Чернову в списки студентов. Чем не пример для подражания всем обиженным государственной аттестацией?
ВЕСТИ ОТ СОСЕДЕЙ
Только половина опрошенных Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) россиян (5%) считают, что для достижения успеха в жизни и хорошей карьеры надо хорошо учиться в школе. Об этом свидетельствуют данные опроса, размещенные на сайте ВЦИОМ.
В то же время, 40% полагают, что на карьеру и успех не влияют школьные отметки.
Меньше половины опрошенных (47 %) согласились со мнением, что обучение в современной школе позволяет ребенку стать гармонично развитой личностью с широким кругозором и хорошей физической подготовкой. Их оптимизма не разделяют 36% респондентов, считающих, что школа наносит ущерб психическому и физическому здоровью ребенка.
Отвечая на вопросы об отношении к российской системе среднего образования большинство участников опроса (54 %) заявили, что советская образовательная система была лучшей в мире, и ее следовало бы сохранить. В то же время 37% полагают, что советская система устарела и сегодня назрела ее реформа.
При этом большинство участников опроса (6%) выступают против введения в стране 12-летнего школьного обучения, и только 23% поддерживают перспективу перехода на двенадцатилетку.
А вот Белорусский президент А.Лукашенко заявил, что состоявшаяся дискуссия о введении 12-летнего образования не убедила его в необходимости реформирования среднего образования и повсеместного профильного обучения в старших классах.
КОМПРЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ — В ШКОЛУ!
Московские школы все шире внедряют компьютерные технологии в жизнь учеников. Так, с 1 сентября во многих средних учебных заведениях столицы вводятся карточки школьника. Теперь недоросли не смогут купить вредные гамбургеры или «Кока-колу». Карманные «пластиковые» деньги (положенные родителями) можно будет потратить только в школьной столовой.
Дальше больше. Информационно-аналитический центр департамента образования (ИАЦ) предлагает школам открыть на его сервере собственную страничку — что-то похожее на сайт школы, только гораздо подробнее и для внутреннего пользования. Педагоги и родители получают логины и пароли и могут заходить на страничку через интернет. Так папы и мамы, вместо привычного «покажи дневник», даже на работе смогут ознакомиться с успеваемостью чада в электронном дневнике. Причем с комментариями учителя. Как вы понимаете, «забыть дома» такой дневник просто невозможно.
И снова о карточках. На входе в здание школы придется отмечаться электронным чипом. Отметился — родители тут же получили эсэмэску: «Ваш ребенок в школе». Забывать или терять карточку — все равно, что лишиться паспорта. Не отметился — тебя в школе нет: поесть не дадут, оценку в журнал не поставят (особенно обидно если хорошую).
Анекдот в тему
— Какое самое большое заблуждение учеников?
— Что учителя охотно ходят в школу.
Учитель спрашивает, что такое «образование».
— Образование, — отвечает ученик, — это когда мы многому научимся, потом многое из этого забудем, а вот как раз то, что останется, и есть образование.
— Петров, ты вообще учишься?
— Конечно, Марья Ивановна.
— Тогда почему ты делаешь столько ошибок?
— Так я на ошибках и учусь.
— Иванов, ты когда делаешь домашние задания?
— После обеда.
— А почему ты вчера его не сделал?
— Так мама вчера не готовила обед.
Оля пишет на доске: «Мама мИня очень любит».
— Не «мИня», а «мЕня», — поправляет учитель.
— Да? Я должна буду рассказать об этом папе.
— Когда мы используем большие буквы?
— Когда у нас плохое зрение.