«Титаник», как известно, построили профессионалы, а Ноев ковчег — дилетант. Од-нако плавание первого судна закончилось ужасной трагедией, вояж второго — стал легендарным. Профессиональное мастерство может стать опасным и для окружаю-щих, и для самого специалиста. Происходит это в том случае, когда «спец» подверга-ется действию профессиональной деформации.
ПОРТРЕТ БЕЗ ИСКАЖЕНИЙ Закрыв дверь своего рабочего кабинета, мы торопимся домой, но, зачастую, и в родных стенах продолжаем вести себя как на работе. К примеру, секретарь, вернувшись домой, отвечает в трубку домашнего телефона: «Компания такая-то, слушаю вас…». Можно улыбнуться, заработалась, мол, девушка. На самом деле все не так уж безобидно — это один из признаков профессиональной де-формации, когда поведенческие реакции, привычки, стереотипы общения, усвоенные на работе, перемещаются в нерабочее, личное время. Почему это происходит, почему профессия не отпуска-ет нас? Дело в том, что неоднократно повторяющиеся на службе ситуации оставляют своеобразную вмя-тину в характере, которая не выправляется и по окончании рабочего времени, то есть после вы-хода из профессиональной обстановки. И по инерции педагоги продолжают всех поучать, военные — командовать, милиционеры — подозревать… Суть процесса профессиональной деформации достаточно верно отражает народная мудрость о том, что вода и камень точит. Несложно представить, как постоянно и монотонно падающие капли искажают форму камня — в нем появляется выбоина. Деформация в переводе с латыни означает «искажение». Похожие, как две капли воды, рабочие будни также способны изменить характер че-ловека. Если сотрудник ежедневно выполняет одни и те же функции, попадает в похожие ситуа-ции, общается с коллегами, решающими аналогичные задачи, то у него постепенно вырабатывает-ся определенный тип поведения и манеры общения, принятые в его профессиональной сфере. Вы-работанный поведенческий стереотип легко переносится во внеслужебную деятельность. Вы наверняка обращали внимание, что в речи учителей со стажем звучит, в основном, повели-тельное наклонение: пойми, купи, возьми, принеси и т.д. Использовать другую глагольную форму трудно, если в течение многих лет изо дня в день повторяешь: запомните, запишите, на перемене поговорите… Основная профессиональная обязанность педагогов — дать знания детям, поэтому они постоянно переспрашивают: «Все понятно?», «Вопросы есть?» Но слова-паразиты присутст-вуют в речи представителей многих профессий. Об этом даже анекдоты складывают. И вот один из них: отправились два психоаналитика на велосипедах за город. Внезапно один падает, а дру-гой, подбегая к нему, спрашивает: «Ты упал? Тебе больно? Ты хочешь поговорить об этом?» Дей-ствительно, этот вопрос стал своеобразной визитной карточкой психологов. Но психоаналитик, приученный уважать границы внутреннего мира клиента, не может навязывать ему свою помощь, он только вправе уточнить, хочет ли попавший в беду поговорить об этом. Так что анекдот — пример того, как специалист автоматически отреагировал на привычную рабочую ситуацию. Точ-но также водитель с многолетним стажем, сидя на пассажирском сиденье, неосознанно будет ис-кать ногами педали. Искажающее влияние профессии в первую очередь грозит опытным специалистам, которые на протяжении многих лет не только совершенствуют необходимые умения и навыки, но и приобре-тают профессиональные привычки, вырабатывают соответствующий стиль мышления и общения. Человек зачастую не замечает происходящих в нем изменений: они более наглядны для людей, не входящих в сферу его профессиональной деятельности: друзей, знакомых, бывших одноклассни-ков и т.п. Окружающие, заметив перемены, как правило, реагируют репликой: «Это у тебя про-фессиональное». Наверняка подобную фразу адресовали и вам. Так может, стоит взглянуть на себя со стороны, проанализировать ситуацию и попытаться понять, насколько все серьезно.
ВНИЗ ПО ЛЕСТНИЦЕ, ВЕДУЩЕЙ ВВЕРХ Профессиональную деформацию можно сравнить с миной замедленного действия — если тикаю-щий механизм не остановить, то можно потерять профессиональную успешность. Специалисты выделяют три степени профессиональной деформации. Первая, когда человек ак-кумулирует принятую на работе модель поведения и выносит ее во внеслужебную сферу. Окру-жающим, как правило, «искаженный» специалист особых неудобств не доставляет. Быть может, несколько раздражает замысловатый, недоступный простым смертным сленг IT-специалистов или командный тон военных. Если же работник свято убежден в собственной непогрешимости при решении профессиональных задач, у него вырабатывается так называемый обвинительный уклон по отношению к другим, не-терпимость к иному мнению, то можно говорить о второй степени профессиональной деформа-ции. Нелюбимый в народе «сержант Петренко» ежедневно общается с водителями, нарушившими пра-вила дорожного движения, выезжает на разбор ДТП. Некоторое время спустя инспектор ГАИ на-чинает смотреть на всех сидящих за рулем как на потенциальных нарушителей и, останавливая очередного водителя, начинает предъявлять ему необоснованные требования, тем самым превы-шая свои должностные полномочия. При этом он искренне уверен в своей правоте, ведь так лучше всех знает, как надо правильно ездить. Педагоги, общаясь со своими бестолковыми, мало знаю-щими жизнь учениками, постепенно начинают учить не только грамотно писать или точно счи-тать, но и что одевать, как краситься, что есть. Одним словом, учить жизни. И если это делается в агрессивной, не терпящей никаких возражений форме, то это уже серьезный симптом. Вторая степень деформации также характеризуется изменением личностных качеств, появлением жесткости и даже жестокости, снижением уровня эмоциональности. Врачи становятся равнодуш-ными к боли и жалобам пациентов. Каждому из нас приходилось сталкиваться с подобными по-клявшимися Гиппократу «спецами». После встречи с ними остается обида и недоумение: казалось бы, врач опытный, а ведет себя как изверг — толком не выслушал, накричал и фактически ничем не помог. Но этот специалист сам нуждается в помощи: он не может или не хочет преодолевать карьерный кризис. Третья степень профессиональной деформации является самой безнадежной, она уже не поддает-ся корректировке и называется профессиональной деградацией. Это означает, что специалист в человеке погиб: он уже не может совершенствоваться и, говоря образно, становится заложником собственного профессионализма. Привычка действовать по шаблону приводит к потере гибкости и неспособности находить новые, нестандартные пути для решения профессиональных задач. В результате, потеря профессиональной успешности, конкурентоспособности и востребованности на рынке труда. Это в свою очередь порождает страх остаться вообще без работы и источника дохо-да. Человек старается изо всех сил удержаться на занимаемой должности, компенсируя собствен-ную профнепригодность интригами, грубостью, неоправданной авторитарностью. Если профес-сионально несостоятельный человек занимает руководящую должность, то в общении с подчи-ненными использует только властные методы: бесцеремонен, груб и фамильярен. Подходить к нему с инновационными предложениями не столько бессмысленно, сколько опасно: в лучшем случае они будут осмеяны, в худшем — присвоены. Делать карьеру в подразделении, возглавляе-мом таким руководителем, невозможно. Однако унижение подчиненных, злоба и зависть к более успешным коллегам — это только вер-хушка айсберга, ведь усвоенная на работе модель поведения переносится на бытовой уровень. И человек живет в состоянии постоянного конфликта с окружающими. Наиболее зависимы и уязви-мы в данной ситуации родные и близкие, на них срывается накопившееся недовольство и раздра-жение. Но соседям, работникам сферы обслуживания, случайным прохожим вряд ли доставит удовольствие общение с таким человеком. Получается какой-то замкнутый круг. Можно ли его разорвать?
«НЕ СТОИТ ПРОГИБАТЬСЯ ПОД ИЗМЕНЧИВЫЙ МИР…» Чтобы вернуться в норму, потребуются значительные усилия и, возможно, помощь специалиста. Здесь почти как в известном анекдоте: «само не рассосется». Для начала следует убедиться в пра-вильности своего профессионального выбора. По мнению Александра Зеленько, кандидата меди-цинских наук, Вице-президента Восточноукраинской ассоциации психоанализа, практикующего психоаналитика, первое, что должен сделать человек при выборе профессии — это выбрать сег-мент, в котором он будет максимально продуктивным. При выборе следует руководствоваться только собственными желаниями. «Если человек делает то, что делает его счастливым, — утверждает Александр Зеленько, — то это становится востребованным. Человек, который пытается отказаться от собственных желаний, не даст жить и другим. Он будет ненави-деть весь мир, который является свидетелем его страданий, ведь окружающие видят, что он плохой милиционер, врач или учитель и т.д.» Выход здесь, по мнению специалиста, только один — менять профессию. Возможны и менее кардинальные способы, но только в том случае, если речь идет о профессио-нальном кризисе, а не о профессиональной деградации. Что же следует предпринять, чтобы пре-одолеть кризис?
«Настроиться на позитив». Довольно заниматься самотиранией и самодиверсией, подчеркивая «я должен, я обязан», свои желания следует выражать только в позитивной форме «я умею, я мо-гу» и обязательно — в настоящем времени. Необходимо развивать не только способность думать, но и способность не думать, успокаивать разум, достигать время от времени тишины ума, состоя-ния совершенного покоя. Довольно эффективным способом не зацикливаться на работе является умение контролировать собственные мысли и отгонять нежелательные, рисующие негативное развитие событий. В этом поможет дневник. Записи позволят осмыслить пережитый опыт, высказать свое отношение к про-исходящему. И даже подкорректировать. К примеру, эпизод, вызывающий у вас тревогу и раздра-жение, можно переписать заново. Причем, по сценарию, максимально благоприятному для автора.
«Учить и учиться». Используйте все возможности, чтобы пополнить багаж профессиональных знаний и обменяться опытом с коллегами: посещайте курсы повышения квалификации, конферен-ции, профессиональные выставки. Это не позволит «застояться» в выбранной профессии, откроет новые перспективы для карьерного роста. Ученики, система наставничества предоставляют возможность шлифовать навыки и противосто-ять профессиональной деформации.
«Стоп, работа!» Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны «тайм-ауты», т.е. отдых от работы и других нагрузок. Иногда необходимо «убежать» от жизнен-ных проблем и развлечься, найти увлекательное и приятное занятие. Отыскать разумный баланс между работой и остальными сферами жизни порой непросто. И это проблема мирового масштаба. В Соединенных Штатах, к примеру, действует социальная служба психологической помощи для «сгорающих на работе». Профессиональную деформацию американцы считают заболеванием и довольно много внимания уделяют его профилактике. В стране восходящего солнца принято начинать и заканчивать трудовой путь в одной компании. Казалось бы, что все японцы, свято чтущие национальные традиции, должны страдать от этого недуга. Между тем, в японских корпорациях принята постоянная кадровая ротация, чтобы изба-вить персонал от профвмятин. В нашей стране заокеанские традиции по решению данной пробле-мы пока не прижились. Но в тоже время слова «трудоголик» и «трудоголизм» произносятся с меньшим восторгом. Мы начинаем осознавать, что трудоголизм — это тоже вид зависимости. А от зависимости, все-таки, лучше избавляться.
|