Работа приносит не только средства к существованию, но и дает не менее значимые ценности — социальные связи, возможность самореализации. Безработица же ставит любого из нас под угрозу быть выброшенным за борт общества. Но есть специалисты, готовые в случае беды незамедлительно бросить спасательный круг утопающему...
Практически каждый из нас хотя бы раз в жизни оставался не у дел. Случалась неприятность по воле рока, по собственной вине или третьих лиц — не суть важно. Главное — двигаться дальше, причем, желательно при этом держать хвост пистолетом и грудь колесом. В такой непростой, мягко говоря, ситуации все ведут себя по-разному: кто-то активно принимается за поиски нового места, кто-то продолжает делает то же, но вяло, а кто-то опускает руки… Однако не факт, что первому повезет больше, чем третьему, хотя шансов, конечно, у «активистов» больше. Но и первые, и вторые, и третьи на определенный период попадают в одну из уязвимых прослоек общества (как бы мы ни пытались преувеличить значение стойкости духа). «Записавшись» в безработные, не стоит отчаиваться и полагать, что у вас нет прав, вы никому не нужны. Ведь только позови, на помощь приходят спасатели — служащие центров занятости.
Эти профессионалы помогают тысячам наших сограждан не растеряться в трудную минуту, удержаться на плаву, избежав опасности быть поглощенным водоворотом жизни. На некоторое время они берут шефство над безработными: разъясняют юридические нюансы, советом помогают устранить неурядицы, вникают в суть накопившихся проблем. А ведь порой так трудно бывает согреть чужую душу нелицемерным участием!
Мысленно цепочку представим специалистов, чья работа заключается в том, чтобы другие нашли себе… работу. Такой вот каламбур, но именно эти профессионалы помогают нашим соотечественникам трудоустроиться. Итак, визит в центр занятости…
ИНФОРМАТОР: «ЛИЦО И ГЛАЗА» …которые встречают жаждущего трудоустроиться. От него зависит столь многое, что даже представить невероятно… Тем не менее факт: именно диспетчер заряжает соискателя позитивной энергией, которую нужно направить в правильное русло — на поиски работы. От взгляда, улыбки, интонации чиновника во многом зависит, с каким настроением соискатель перешагнет порог следующего кабинета. А настроение, как известно, влияет на исход событий — предстоящую беседу с инспектором, успешность обучения на курсах перепрофориентации, качество усвоения материала на семинарах... Доброе слово, да еще сказанное теплым тоном, может многое решить в судьбе.
Информцентр расположен прямо у входа — это подобие КПП: любой соискатель, появляясь в заведении по какому бы то ни было делу не минет этого окошка: диспетчер уведомит его о тех или иных действиях, служебных нюансах, расписании, а также выпишет талончики на посещение к инспектору.
ИНСПЕКТОР: НА СТРАЖЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ Этот специалист — поводырь в море вакансий, а также союзник и советчик, внимательно проверяющий документы и вносящий всю информацию из вашей трудовой биографии в базу данных. Каждый кандидат, находящийся в его ведомстве, отныне под надежным присмотром!
После всех формальностей — задушевный разговор. Стаж? Почему без работы? Какие планы?.. А ведь надо еще уметь не просто не обидеть, не уязвить, но часто утешить и подбодрить. Это ни в коем случае не допрос, а дружелюбная беседа, в ходе которой «выведывается» ряд фактов из трудовой биографии соискателя, проверяются паспорт, трудовая книжка, дипломы об образовании, идентификационный код и вся информация вносится в базу данных центра занятости. Нередко приходится убеждать посетителя в его профессиональной состоятельности (хотя в основном это работа психолога), но стоит только повысить его самооценку — и во сто крат увеличиваются шансы соискателя на успех в поисках хорошей работы!
Инспектор строг, но справедлив. А также просто кладезь полезной информации.
Он предоставляет необходимые сведения:
• о состоянии рынка вакансий,
• о потребностях предприятий в кадрах,
• о перспективах развития рынка профессий,
• о возможностях профессионального роста и самосовершенствования в процессе трудоустройства,
• о возможности открытия собственного дела.
Инспектору нужно быть в некотором роде и «психоаналитиком»: часто работу никак не могут найти «профессиональные нищие» — ленивцы, предпочитающие жалкие крохи от государства честно заработанным большим деньгам. Его задача — не допустить шулерства. «Тунеядец или трудяга?» — ответ на этот вопрос именно в его компетенции.
ПРОФКОНСУЛЬТАНТ: БЫСТРЕЕ, ВЫШЕ, СИЛЬНЕЕ! Сознательное планирование карьеры — важнейший момент в профессиональном развитии любого специалиста. Без этого невозможна самореализация, тем более — ощущение наполненности жизни… Есть ли план у вас? Нет? Не унывайте. Специалисты помогут растерявшимся и неуверенным сделать правильный выбор.
Как? Предоставив профессиональную консультацию (ведь существует же юридическая!). Термин этот в службе занятости трактуется двояко: и как советы профессионала, и как консультирование о специфике профессии. Соискателю помогут определиться с выбором или сменой специальности, места работы, курсов. При этом будут учтены его интересы, устремления, черты характера, состояние здоровье и многое, многое другое.
Профконсультант действует в трех основных направлениях:
Профинформационное. Это просто: освещение разных профессий, специфики требований к работнику, сопоставление возможностей соискателя с потребностями рынка труда.
Психодиагностическое. Индивидуальное определение психологических особенностей и существенных для соискателя. профессиональных характеристик. Психодиагностика — тонкий инструмент, которым опытный доктор души может открыть потаенные резервы в критические моменты жизни подопечного. И тогда все его нереализованные возможности получат шанс на «вторую жизнь».
Психокоррекционное. Борьба со стрессом: устранение тревоги, повышение самооценки и стимулирование активности соискателя в процессе поиска вакансии. Опытный специалист может значительно преуспеть в этом направлении, вплоть до того, что сумеет выработать у кандидата стойкий иммунитет к неприятностям, и тогда с лету тот обретет теплое местечко.
Так что, пожалуй, профконсультант — самая многогранная и динамичная должность в центре занятости. К тому же работа эта чрезвычайно важна и ответственна! Ведь четкое представление о собственных возможностях поможет соискателю избежать многих ошибок и «аварий», которые произойдут в дальнейшем — уже трудовом — будущем.
В НАРОД! Решив помогать ближнему своему таким вот образом, отправляетесь трудиться в подобную организацию? Проверьте, соответствуете ли тем немногочисленным критериям, которых ожидают от социальных работников.
От служащих центра занятости требуют в первую очередь не навыков работы. Для тех, кто будет иметь дело с людьми, важны именно такие добродетели, как:
Человечность. Иначе вы как профессионал (и ваши подопечные как кандидаты) потерпите поражение.
Эрудиция. Поможет лучше понимать других: в центр занятости приходят разные люди, но все они нуждаются в участии.
Организованность. В двух словах нужно объяснить соискателю суть дела, описать положение вещей… Работа сотрудников центра занятости расписана буквально по минутам!
Толерантность. Важно не оттолкнуть, а наоборот, привлечь, расположить к себе. От «плотности» взаимодействия зависит, как скоро соискатель найдет подходящую работу.
Выдержка. Целый день выслушивать, наставлять, утешать и не расклеиться самому сумеет воистину стойкий оловянный солдатик!
Что же касается умений, в первую очередь необходимы:
Высшее образование — обязательно. Подойдет любое, но предпочтительнее все же психологическое, педагогическое или другое гуманитарное.
Украинский язык — поскольку центры занятости находятся в ведомстве державы, а украинский язык — единственный государственный, логично, что госслужащий должен им владеть в совершенстве.
Навыки работы на ПК — любая должность в центре занятости предусматривает большую или меньшую долю бумажной работы. А коль документы все теперь в электронном виде, умение обращаться с компьютером просто необходимо.
Опыт работы, кстати, не обязателен — с удовольствием принимают молодых толковых выпускников вузов.
ЧЕМ БОГАТЫ… Специалисты, помогающие другим найти пристойную работу, за свой нелегкий труд получают немного. Начальная ставка сотрудника в центре занятости — 200-300 у. е., в зависимости от должности и стажа. Только призвание и искренняя любовь к людям могут удерживать специалиста на этой должности годами.
Условия работы «неоднородны»: элементарные офисные «удобства» колеблются от трех до пяти «звезд», в зависимости от конкретного центра занятости и даже кабинета.
Но для всех едины: Полный рабочий день. Не такая уж диковинка, разве что у творческих личностей в норме свободный график. Госслужащие — категория иная…
Строгая дисциплина. Без нее не справиться с кипами бумаг и, уж тем более, с неиссякаемым потоком посетителей.
Дресс-код: сотрудник центра занятости должен подавать личный пример соискателям.
Государственные структуры — системы с разветвленной вертикальной и горизонтальной иерархией, так что карьеру сделать вполне реально. Но, прежде всего, в службы занятости отправляются за опытом и «усовершенствованием» как профессиональных, так и личных качеств. Проработав достаточное время на этой сложной, но благородной службе, вы наверняка увидите для себя перспективы.
Комментарий специалиста: Светлана Гончарова, психологК сожалению, в нашей стране наличие диплома и даже определенных навыков и опыта работы никому не гарантирует автоматического трудоустройства. Выпускники вузов — значительная часть сегмента, который обращается в службу занятости по поводу трудоустройства. С ними свои трудности: в молодых ребятах еще нет уверенности, присущей зрелому возрасту. Но зато они и не «переборчивы», и более лояльны к требованиям работодателей. Поэтому наиболее значительные успехи в поиске работы связаны именно с молодежью (20-22 лет) — вчерашними студентами.