Иван Иванович требовал, чтобы первоисточники конспектировали в тетради, а Елизавета Петровна — чтобы по каждой отреферированной статье был сделан доклад. Учебный процесс — своего рода боевые действия за знания и хорошие оценки. А преподаватели могут быть в этой войне, как вашими союзниками, так и противниками. Выбираем верную стратегию и тактику не только оборонительных, но и наступательных действий: попристальней взглянем по ту сторону экзаменаторского стола.
У каждого преподавателя свои, иногда кардинально противоположные, требования к студентам. Но это ни в коем случае не должно поколебать вашу уверенность в себе. Мало того, уверенность сию можно серьезно укрепить, загодя адаптировавшись к учебному процессу, и как следствие — без особых нервов наполнить зачетку отличным гербарием из оценок. Предлагаем небольшую честную шпаргалку.
Тип первый. Строгий
На лекциях у этого преподавателя бывает так тихо, что можно услышать, как в коридоре цокают каблучки второкурсниц, сбежавших с занятий в кафе. Если бы в аудитории летали мухи, их тоже было бы слышно. Но обычно даже мухи тушуются под грозным взглядом лектора и предпочитают тихо мирно пересидеть полтора лекционных часа в безопасном укрытии оконной рамы.
Строгий преподаватель досконально знает свой предмет, массу смежных областей знаний и требует того же от студентов. В его представлении любить изучаемую науку вовсе не обязательно: вы можете тоже не соглашаться с представителями той или иной научной школы, но от вас потребуют готовности в любое время дня и ночи аргументированно отстоять свою позицию, ссылаясь на публикации, цитаты научных трудов и результаты исследований.
Единственное, что строгий преподаватель никогда не простит студенту — пренебрежительного отношения к предмету. Если ему покажется, что вы занимаетесь спустя рукава, на экзамене вас не спасет ни знание ответов на вопросы билета, ни хорошая репутация на кафедре, ни зачетка с отличными оценками.
Шпаргалка
Чтобы произвести хорошее впечатление, нужно сесть на первой парте и стать воплощением внимательности: конспектировать, ни на что не отвлекаясь. С таким лектором можно и нужно вступать в диалог, но если он инициирован исключительно преподавателем (задан вопрос аудитории).
Если будете регулярно посещать лекции и практические занятия, проблем на экзамене быть не должно. Главное — не вздумайте списывать, лучше честно признаться, что от волнения забыли ответ на вопрос, но готовы попробовать его найти в ходе беседы.
Тип второй. Увлеченный
Таких преподавателей студенты слушают, раскрыв рты от восхищения. Увы, почти ничего не успевают законспектировать, тем более понять, но для лектора это неважно. Он с упоением рассказывает о поселениях первобытных людей и об индоевропейской языковой семье не потому что это входит в план занятия — просто ему доставляет удовольствие говорить на эту тему. Лекция — его сольное выступление, и с присутствием студентов приходится смиряться: без зрителей-то выступление не может состояться.
Лекции преподаватели этого типа читают сами, а вот скучные практические занятия и семинары оставляют на откуп аспирантам и практикантам. Правда, случаются исключения, иногда любят не только «выступать» с сольными номерами, но с удовольствием взаимодействуют с другими «актерами» в аудитории.
Шпаргалка
Увлеченный преподаватель — хороший экзаменатор. С легкостью ставит тройки даже тем, кто узнал название предмета и фамилию лектора за пять минут до экзамена. Правильную оценку может поставить только потому, что вы ему симпатичны, но рассчитывать на это особо не стоит.
У увлеченных профессоров и доцентов только один, но весьма существенный минус. После курса их лекций в вашей голове не останется ничего, кроме массы интересных, но никак не связанных друг с другом фактов и данных. Поэтому если знание данного предмета вам важны для дальнейшего обучения, придется потрудиться самостоятельно.
Тип третий. Занудный
На лекциях студенты откровенно зевают, а на задних рядах даже подремывают. Если в расписании пара стоит первой, на нее приходят обычно лишь самые прилежные и стойкие.
Занудный — тот же увлеченный, просто предмет ему достался неинтересный. Он добросовестно убивает отведенное для лекций время, как правило, по одним и тем же не меняющимся в течение нескольких лет текстам лекций и планам занятий. Можете смело попросить у старшекурсников конспект, и до экзамена не показываться на глаза преподавателю. Высвободившееся время с гораздо большей пользой можно провести в библиотеке.
Шпаргалка
Обычно у такого список требований формальный. Постарайтесь побыстрее «отстреляться» и отправиться домой. Возможно, даже великолепное знание предмета не спасет вас, если не успеете написать реферат или законспектировать основные статьи.
Зато и требования к ответу на экзамене у такого преподавателя тоже формальные. Он не будет особо мучить вас дополнительными вопросами: постарается побыстрее провести экзамен и отправиться домой.
Тип четвертый. Оригинальный
Чаще всего преподаватели такого типа — мужчины. Им кажется, что их из года в год повторяемые шутки оригинальны и смешны, есть у них и любимая присказка, которую умудряются озвучивать не менее двадцати раз за одно занятие.
Считают себя неотразимыми покорителями юных сердец студенток. Последние вынуждены часто страдать от неуклюжих комплиментов и сомнительного рода шуточек и заигрываний.
Может быть хорошим ученым в своей области, но на лекциях и семинарах суть предмета порой просто теряется под лавиной афоризмов и острот.
Шпаргалка
Хотите оставаться на хорошем счету у такого? Придется принять правила его игры: поддерживать уверенность в неотразимости его остроумия.
Старайтесь избегать совместной работы с таким оригиналом. Нет более неудачного выбора научного руководителя или консультанта: готовьтесь, работать вам придется самостоятельно и «на ощупь».
Во время экзамена такой преподаватель ожидает пространных и многословных ответов по теме билета и не только. Иногда это помогает «выехать»: постарайтесь просто мастерски перевести тему со сложного вопроса на хорошо знакомую.
Тип пятый. Принципиальный
Едва ли не самый сложный в общении и учебном процессе. У такого всегда в запасе один или несколько постулатов, которых он незыблемо придерживается какими бы нелепыми и неуместными они ни казались.
Например, может с легкостью поставить пятерку студенту, слабо разбирающемуся в предмете, но исправно посещавшему все лекции. В то же время, отличнику, пропустившему семинар (даже по причине болезни) — никогда не поставит выше четверки. Просто потому, что принцип есть принцип.
Примеров может быть множество. Главное — разобраться в анатомии его принципов.
Шпаргалка
Расспросите старшекурсников об особенностях требований. Лучше это сделать сразу, чтобы по незнанию не совершить оплошности, которая навсегда закроет путь к хорошей оценке.
Не стоит пытаться вступать в борьбу и пытаться доказать, что правы вы. Поверьте, всегда найдется масса способов «завалить» непонравившегося студента. Несложно угадать, кто выйдет победителем в противостоянии.
Тип шестой. Правильный
С таким преподавателем работать комфортнее всего. Информация на лекциях четко структурирована: масса полезных сведений, ничего лишнего. Конспекты можно сразу издавать как учебники, даже без доработки.
Правильный преподаватель всегда четко озвучивает свои требования: к реферату, ответу на экзамене, курсовой работе. И никогда не раздражается, если задают дополнительные вопросы. Даже если информация уже упоминалась не раз.
Обычно прибегает к двум критериям: оценивает прилежание в течение года и знание предмета. Если ни с одним, ни с другим у вас проблем нет, можете смело рассчитывать на высший балл.
Шпаргалка
С этим «золотым» типом нет никаких проблем, так что и особенностей в общении нет.
Это отличная кандидатура на роль научного руководителя: реальный помощник в работе над дипломом или курсовой. Обязательно укажет на все нюансы оформления, составления докладной записки и даже расскажет, как лучшее вести себя на защите, чтобы завоевать расположение комиссии.
Надеемся, наши шпаргалки помогут найти подход к каждому лектору и экзаменатору и обрести отличных союзников в учебном процессе. Да и на экзамены их брать не нужно, там вытаскивать их из-под стола будет поздно.