Учиться? До какой степени?
Попрощавшись с alma mater после торжественного вручения диплома, большинство студентов-выпускников сразу отправляются на поиски работы. Вполне стандартная схема: школа — институт — работа. Но определенная часть обучающихся предпочитает остаться в стенах родного вуза: кто-то хочет посвятить себя преподавательской работе, кто-то горит желанием двигать науку, а кто-то просто считает, что научная степень откроет больше возможностей для успешной самореализации и построения карьеры. Какими бы ни были мотивы у желающих получить научное звание, объединяет всех одно — статус аспиранта.
Вряд ли среднестатистический первокурсник всерьез задумывается о том, поступать или не поступать в аспирантуру после основного курса. Вчерашние школьники и мыслят школярскими категориями: отучиться бы, а там видно будет. Но ближе к финишу спохватываются: куда же направить усилия в дальнейшем? Наиболее ярким, талантливым и трудолюбивым преподаватели предлагают продолжить обучение на базе кафедры или института. Итак, какие же перспективы у тех, кто решится принять предложение.
Зачем нужна аспирантура?
Чтобы получить диплом кандидата наук. А вот насколько он вам необходим, попробуем разобраться.
Сеем разумное, доброе, вечное
Место преподавателя в некоторых вузах можно получить со степенью магистра, без диплома кандидата наук. В большинстве случаев это возможно, когда предмет, который вы собираетесь преподавать, непрофильный для данного учебного заведения. При таких обстоятельствах без научной степени выше должности преподавателя вам не подняться. А вот степень кандидата наук (а в дальнейшем, возможно, и доктора) позволит не только читать лекции студентам, но и получить звание доцента, а это сулит карьерные, и, что уж скрывать, материальные выгоды.
Двигаем науку
Если мечтаете заниматься наукой, то получение кандидатской степени для вас — такой же естественный процесс, как чтение научной литературы или проведение опытов. Собственно диссертация и является подведением итогов практической научной деятельности. Выпускник вуза, даже овладевший огромным массивом знаний и имеющий собственные разработки, по определению не может считаться ученым. Поэтому защита диссертации, научные публикации по теме исследования (необходимое условие для допуска к защите) — подтверждение вашей компетентности и «веса» в кругах научной общественности.
Расширяем горизонты
Если поступаете в аспирантуру с прицелом на построение карьеры вне научной сферы, определитесь, в каком направлении хотели бы работать в дальнейшем и, ориентируясь на него, выбирайте тему для исследования. Существует мнение, что с кандидатской корочкой гораздо легче найти интересную и перспективную должность. Надо сказать, для некоторых сегментов рынка труда это действительно так. Но учтите одно «но»: сама по себе степень кандидата наук не будет играть решающей роли при трудоустройстве/повышении, если ваша научная деятельность никак не будет связана с трудовой.
Важен не результат, а сам процесс
Определенной категории аспирантов нравится сам процесс обучения и общения в научных кругах, поэтому получение кандидатской корочки отступает на второй план и получает второстепенную роль. Что же для них аспирантура?
— Для Ожидающих — тайм-аут, позволяющий осмотреться и поразмышлять о будущем приложении знаний и сил. К моменту получения диплома они так и не смогли определиться, где бы им хотелось работать и чем заниматься.
— Для Вечных Студентов — шанс продлить удовольствие (очень уж нравится сам процесс обучения!). Да и атмосфера, мало отличающаяся от веселых лет студенчества, очень им импонирует. Об этой категории говорят: научная деятельность для них — способ удовлетворить любопытство.
— Для Консерваторов аспирантура — почти последняя надежда избежать кардинальных перемен в жизни. Хоть какое-то время после получения диплома не придется ничего менять: искать работу, общаться с новыми людьми, заниматься чем-то непривычным. Поэтому, если знания и оценки в дипломе позволяют поступать в аспирантуру, грех не воспользоваться столь оптимальным вариантом организации ближайшего будущего.
Аспирантура: работа или учеба?
Обучение в аспирантуре предполагает, что соискатель научной степени не просто получает знания (как в бытность студентом), а учится заниматься научной работой, основная часть которой — написание диссертации. Успешная защита — главное условие для получения степени кандидата наук. Для работы над диссертацией аспирант выбирает интересующее его научное направление, тему исследования, изучает литературу, организовывает эксперимент, получает и обрабатывает данные, сравнивает полученные результаты с достижениями в науке и делает выводы. От курсовой или дипломной работы диссертация отличается более глубоким изучением темы, большим содержанием научной новизны и практической значимости. К тому же, если дипломная и, тем более, курсовая — это обобщение теоретических знаний, то в основе диссертации — практическое исследование и анализ его результатов.
Только лишь работой над диссертацией деятельность в аспирантуре не ограничивается. Чтобы получить «допуск» к защите, необходимо, чтобы результаты исследований были доступны для ознакомления и критики научным работникам. Поэтому одно из основных требований к соискателям — научные публикации и выступления на конференциях. Публикации и тезисы к докладам должны быть опубликованы не позже, чем за месяц до предполагаемой даты защиты, и только в изданиях, одобренных ВАКом (Высшей Аттестационной Комиссией), в противном случае они просто не будут засчитаны. В идеале предполагается, что аспирант публикует наработки и выступает на конференциях на протяжении всего обучения в аспирантуре.
Еще одно серьезное отличие аспирантов от студентов: они не только учатся, но и учат. Для аспирантов очной формы педагогическая практика — отличный шанс примерить на себя возможность дальнейшей работы в этой области. Обычно аспирантам доверяют практические занятия и лабораторные работы. Иногда (в виде исключения) чтение лекций, если тема курса связана с темой научного исследования. Оплата преподавательской нагрузки зависит от правил конкретного вуза и штатного расписания кафедры.
Финишная ленточка
Защита диссертации и получение степени кандидата наук — логическое завершение обучения в аспирантуре. Если не планируете заниматься научной деятельностью, на этом можно и остановиться. Но если решили работать преподавателем или научным сотрудником, следующей вашей целью станет докторантура и докторская степень.
Случается, что, проучившись три года, аспирант не может завершить написание диссертации и, соответственно, получить научное звание. Причины — разнообразные: от научной несостоятельности до перестановки приоритетов в системе ценностей. Иногда соискатель находит интересную работу и не видит необходимости в получении корочки кандидата наук. Иногда просто понимает: было выбрано неподходящее направление для приложения усилий.
Оказавшись в подобной ситуации, не расстраивайтесь и не воспринимайте годы обучения в аспирантуре как зря потраченное время. Ведь кроме приложенных усилий вы, наверняка, приобрели массу полезных навыков и контактов, которые пригодятся в дальнейшей работе.
Вы до сих пор не приняли окончательное решение: поступать или не поступать в аспирантуру? Увы, никто кроме вас этого сделать не сможет. Мы лишь надеемся, что наш материал поможет принять взвешенное и осознанное решение.