Лента «новостей»
В отличие от легендарной «Иронии судьбы», главными героями которой стали хирург и учительница, в современном продолжении народной комедии появились совершенно новые персонажи (например, специалист в области консалтинга). Такой поворот событий — отнюдь не фантазия сценариста, а отражение реального рынка труда, где свои ниши уже заняли коучи, супервайзеры, копирайтеры... В чем же суть незнакомых профессий, а главное — можно ли им научиться?
Если какие-нибудь лет двадцать назад в списках предложений работодателей, в основном, фигурировали инженеры, бухгалтеры и продавцы, сегодня перечень вакансий расширился и изменился. Причем, в значительной степени под влиянием тенденций западного рынка труда. Именно из-за рубежа к нам «пришли» мерчендайзеры, спичрайтеры, коллекторы… Под напором большого количества новшеств не устоял даже Государственный классификатор профессий. В его последнюю версию включено около тысячи новых названий! Однако некоторых новомодных специальностей там нет до сих пор. И хотя многие заграничные термины имеют более привычные для нашего слуха отечественные аналоги (скажем, менеджеры — те же управляющие), немало и таких, подмену которым подобрать довольно сложно. Впрочем, проблемы существуют не только с «трудовой» терминологией, но и с получением профильного образования. Ведь, как ни старайтесь, у нас вы днем с огнем не найдете факультетов копирайтинга и университетов коучинга. Но где же учиться тем, кто мечтает получить одну из профессий XXI века? Попробуем составить наиболее полное представление о вопросе.
Наставник по жизни
Суть. Coaching (от co-achieving — содействие) — специальная техника, помогающая раскрыть потенциал личности, ее таланты и способности для достижения наибольшей эффективности (как в работе, так и личной жизни, и в отношениях с окружающими). Представьте себе успешного руководителя. Его бизнес приносит стабильный доход, вот только сама компания практически не развивается. Возможно, проблема в неправильной стратегии управления, а может, внутри коллектива, который настороженно относится к новым идеям руководства. Разобраться в сложившейся ситуации и должен коуч — наставник, который помогает клиенту осознать цели и отыскать наилучшие способы их достижения.
Актуальность. На западном рынке труда профессия коуча уже заняла одну из первых позиций в рейтингах популярности. По оценкам экспертов, за последние несколько лет количество этих специалистов в США возросло в четыре раза (с 20 до 80 тысяч). Что и не удивительно: согласно все той же статистике, «у них» услугой коучинга пользуется почти 90% линейных управляющих. Не говоря уже о топ-менеджерах, которые не принимают ни одного важного решения, не посоветовавшись с личным «жизненным терапевтом». В нашей стране коучинг только набирает обороты. Но практически ни у кого не вызывает сомнения, что в скором времени он станет неотъемлемой составляющей любого отечественного бизнеса. Образование. Специальность представляет симбиоз нескольких профессий: финансиста, менеджера, психолога, философа… Мировой лидер обучения в этой сфере — Международный Эриксоновский университет, основанный известным тренером и психологом Мерилин Аткинсон. Центральный офис находится в Ванкувере (Канада), но учиться можно в других городах и даже странах. В том числе и в Украине. Например, в компании «Working People Group» или Институте развития человека, обучающим по программам университета. Если говорить о сугубо «наших» предложениях, стоит упомянуть о Школе коучей в рамках проекта «НОРДИК-Мастер» — первой отечественной среднесрочной программе обучения коучингу. В отличие от традиционных тренингов, здесь можно не только освоить базовые понятия, принципы менеджмента в стиле «коучинг», но и основные коуч-техники (а их более сорока). Слушателей учат заниматься коучингом на высоком профессиональном уровне и развивать свою внутреннюю компетенцию как специалистов. Затраты. Столь фундаментальная подготовка «выльется» в копеечку: будьте готовы выложить почти 3000 у. е.
Душа компании
Суть. Anima с латыни переводится как «душа», поэтому и специалистов, «оживляющих» или «одушевляющих» персонажей, назвали аниматорами. Изначально этот термин применялся лишь к художникам-мультипликаторам. А с 70-х годов в восточных странах так стали называть артистов, перевоплощающихся в сказочные или мифические образы на праздниках и развлекающих посетителей отелей. Интересно, что в круг обязанностей традиционно входит не только проведение концертных программ. Аниматоры отвечают за непринужденное общение, создание теплой дружественной обстановки — в общем, за все, что делает отдых максимально комфортным и запоминающимся.
Актуальность. До недавнего времени встретить аниматоров можно было только в турецких и египетских гостиницах. Работа по организации подвижных игр, вечеринок, шоу и дискотек пользовалась (да и продолжает пользоваться) огромной популярностью среди молодежи. Многие студенты устраиваются в этом амплуа в отели на время летних каникул. Ведь это прекрасная возможность и отдохнуть за границей, и мир посмотреть, и подучить иностранный язык, и неплохо заработать (100-800 у. е. в месяц). В начале 90-х профессия прижилась и в России, а совсем недавно перекочевала в Украину.
Образование. Первые школы аниматоров появились на Востоке. Как правило, просветительскую функцию берут на себя гостиницы, подготавливая новичков к трудовым будням собственными силами. Схема обучения довольно проста: сначала — стажировки в трехзвездочных отелях, потом — в заведениях более высокого уровня (для хорошо зарекомендовавших себя мальчишек и девчонок). Сегодня Школа профессиональных аниматоров открылась и у нас. Занятия, которые проводятся опытными специалистами, рассчитаны на 10 недель. За это время можно стать как аниматором детского клуба, так и аниматором по спорту, хореографом-постановщиком, фитнес-тренером, а также ведущим развлекательных мероприятий и шоу-программ. Кстати, организатор обучения гарантирует выпускникам трудоустройство в своих проектах.
Затраты. Заплатить за такую «подвижную» подготовку придется ни много ни мало — 300 у. е.
Это интересно
Все более популярной и востребованной становится профессия этичного… хакера (на англ. — white hat hacker). Если раньше хакеры-самоучки взламывали корпоративные сайты и локальные сети компаний «по собственному желанию», а после «за отдельную плату» могли предоставить информацию о слабых местах их руководству, сегодня таких профи приглашают в штат заблаговременно с целью проверки надежности системы. Интересно, что за рубежом специальность можно получить в университете. А после окончания вуза реально устроиться в корпорации Cisco, Canon, Coca-Cola и даже Microsoft!
Без долгов
Суть. Традиционно коллектором называют какое-либо собирающее устройство (от англ. to collect — собирать). Однако в последнее время этим термином стали обозначать не только оборудование (электротехническое, полупроводниковое и т. п.), но и… особых специалистов банковской сферы. Их задача не из легких — возвращать долги по кредитам.
Актуальность. Беспристрастная статистика утверждает: примерно 5-8% потребительских кредитов можно считать безнадежными — такими, которые клиент изначально отдавать не собирается или не имеет для этого финансовых возможностей. Конечно, прежде чем одолжить потенциальному заемщику «энную» сумму, банк обязательно анализирует его материальное положение и репутацию. Но если сделка все-таки состоялась, а выплачивать долг никто не собирается, в игру вступают коллекторские агентства. Впервые такие компании появились в Соединенных Штатах еще лет тридцать назад, сегодня их насчитывается более 6 000. У нас же первая фирма по возврату невыплат открылась лишь в 2006-м, но постепенно такая деятельность становится все более востребованной.
Образование. Специалист-коллектор — это юрист, психолог и детектив в одном лице. Понятно, что и подготовка требуется соответствующая. Наиболее подходящим для занятости в «долговой» сфере считается экономическое, финансовое, юридическое, психологическое или, в крайнем случае, педагогическое образование. Ведь работать над возвращением выплат по кредитам придется с умом:
— разбираясь в финансовых механизмах банковских сделок;
— зная нюансы предоставляемых кредитных продуктов и предложений;
— понимая психологию межличностного общения;
— ориентируясь в юридических тонкостях законодательства и заключенных договоров.
Затраты. Обучение на экономическом или финансовом факультете хотя и обойдется дорого (от 2000 у. е. в год), зато станет значительным подспорьем в дальнейшей работе.
Мнение профи
Менеджер рекрутинговой компании Алексей Данилец:
— К сожалению, многие работодатели и эйчары в названиях вакансий употребляют модные термины, совершенно не задумываясь об их значении: используют новинки лишь как яркую действенную приманку, на которую обязательно попадутся неискушенные в рекрутменте соискатели. Истинное положение дел раскрывается после зачисления в штат, когда назначенному на должность sales-менеджера сотруднику приходится выполнять функции рядового продавца, а администратору офиса или секретарю-референту быть девочкой на побегушках и подносить шефу кофе. Так что, во избежание недоразумений еще на собеседовании нужно подробно выяснить все нюансы будущей работы и круг обязанностей. А если вы не в курсе значения какого-либо новомодного словечка, уж постарайтесь подтянуть уровень осведомленности до встречи с нанимателем. Хотя бы воспользовавшись информацией из интернета или профильных изданий по трудоустройству.
Муки творчества
Суть. Спичрайтер (от англ. speech — речь, to write — писать) — специалист по созданию пресс-релизов, текстов выступлений, коротких обзорных и рекламных статей. Очень часто ему приходится совмещать должности пресс-секретаря, референта и даже имиджмейкера! Может работать как в рекламных компаниях, так и в качестве личного помощника политиков, бизнесменов и других публичных персон.
Актуальность. Еще в советское время ведущие политические деятели необъятной страны обязательно имели речеписцев, которые составляли гениальные тексты выступлений. Это были ведущие журналисты, редакторы и даже писатели — в общем, настоящие мастера слова. Спектр обязанностей современных «текстовиков» значительно расширился, а следовательно — и уровень их востребованности на рынке труда. Сегодня спичрайтеры обеспечивают информационную поддержку web-порталов и работают над версткой рекламно-презентационных материалов!
Образование. Чтобы стать спичрайтером высокого уровня и писать речи для политиков, понадобится высшее образование (скажем, журналистское или в области политологии) и солидный опыт работы в СМИ, рекламе или PR. А вот трудиться «на подхвате» отечественной «звезды» шоу-бизнеса вполне реально и с менее фундаментальной, но зато довольно разноплановой подготовкой. Курс обучения под названием «Спичрайтер» есть в расписании Высшей международной школы бизнеса «Институт Песоцких». В программе обучения — психология влияния и нейро-лингвистическое программирование, техника переговоров и системы убеждения. Слушатели детально рассматривают технологии Public Relation: тактику работы с конкурентами, черный и политический PR, пути выхода из кризиса, секреты позитивного манипулирования. Обязательно знакомятся с основами кадрового менеджмента, маркетинга и рекламы, брендинга, психологии, риторики и ораторского искусства. Ну и, конечно же, нормами делового украинского языка, владеть которым нужно в совершенстве.
Затраты. Обучение спичрайтингу займет полгода (занятия проходят дважды в неделю) и обойдется примерно в 115 у. е. в месяц. При предоплате полного курса действует 50% скидка.
Осваиваем современные профессии |
Специальность |
Обучающая компания |
Координаты |
Коуч |
Working People Group |
http://www.wpg.com.ua/
|
Институт развития человека
|
http://www.ipd-israel.org/
|
Консалтинговая группа «Живое дело» |
http://nordic.com.ua/ |
Аниматор |
Центр физического и эстетического развития детей и молодежи «Студия Серебрянских» и компания «SPORT&FAN» |
http://www.silver-studio.com.ua/ |
Спичрайтер |
Высшая международная школа бизнеса «Институт Песоцких» |
http://www.pelmsi.kiev.ua/ | |