Провизорная оценка
Клиентам современных аптек, в отличие от героя революционной «Матрицы», приходится выбирать не из двух разноцветных таблеток. Ассортимент фармакологических препаратов исчисляется сотнями тысяч наименований (многие из которых отпускаются без рецепта). Компетентно разобраться в порошках и пилюлях, каплях и ингаляторах (и при этом — не навредить здоровью пациентов) можно только при одном условии. Да-да, лишь получив профильное образование.
Вездесущая статистика констатирует интересный факт: всего за год объем отечественного рынка лекарственных средств вырос на 30% и составил около 1,5 млрд долларов! Подобная тенденция четко прослеживается не только в рамках страны, но и в мировых масштабах. Только в 2006 году (когда на разработку новых препаратов было потрачено около 40 млрд долларов) глобальные продажи медикаментов измерялись 608 миллиардами совсем не условных денежных единиц! Можно ли считать эти цифры свидетельством стремительно ухудшающегося здоровья человечества, сказать довольно сложно, но, наверняка, такие данные послужат неопровержимым доказательством востребованности труда аптечных работников.
С каждым днем на плечи фармацевтов ложится все большая ответственность. Раньше в обязанности первостольников входила прежде всего реализация лекарственных препаратов по рецептам. Сегодня же стремительный темп жизни все чаще становится преградой для посещения лечащего врача или узкопрофильного специалиста. Поэтому в аптеку нередко приходят не просто за таблетками, а за полноценной медицинской помощью. И от специалиста в аптечном окошке зачастую мы ожидаем грамотного врачебного совета и ответов на все беспокоящие вопросы. Какие средства лучше принимать при тех или иных симптомах? Нет ли у рекомендуемых препаратов серьезных побочных эффектов? Как они сочетаются с другими средствами лечения? И нельзя ли их заменить более дешевыми (дорогими) отечественными аналогами? Не удивительно, что популярность той или иной аптеки в немалой степени определяет не столько ценовая политика, сколько уровень профессионализма провизоров.
Интересно, что эксперты фармацевтического рынка труда не поленились подсчитать цену компетентности работников «первого стола». К примеру, в розничной сети, состоящей из пятидесяти аптек, в штате которых числится по три фармработника, ежедневная ошибка каждого из них (хотя бы одна сорвавшаяся покупка в среднем на десять гривен) «выливается» в более чем пятисоттысячную ежегодно недополученную прибыль! И все потому, что провизор не уделил должного внимания потенциальному покупателю, не помог ценным советом, вовремя не задал побуждающих к покупке вопросов… Впрочем, вред, наносимый здоровью пациентов безграмотными советами, не измерим никакими суммами.
|
Мнение профи
Специалист медицинской кадровой службы Виктор Бязь:
— Без преувеличения, работа «за первым столом» чрезвычайно ответственна. Хорошо, когда посетитель знает, какое лекарство ему нужно. Зачастую просто просят «что-то от головы», «от печени», «от температуры»… С одной стороны, хорошо, если провизор не берется давать рекомендации, руководствуясь лишь образными симптомами болезни. С другой, он просто обязан оказать первую медицинскую помощь, посоветовать препарат, более доступные аналоги. Конечно, речь о более-менее «безобидных» средствах, снимающих болезненные симптомы. Честь и хвала фармацевтам, способным компетентно разобравшись в ситуации, порекомендовать препарат, руководствуясь не только соображениями личной выгоды в погоне за длинным рублем. Поверьте, такое отношение к работе дорогого стоит…
На молекулярном уровне
Владельцы розничных сетей аптечных пунктов и киосков нередко вносят путаницу в определение специальностей фармацевта и провизора. Изначально подмена родственных понятий произошла «благодаря» несоответствию отечественной и западной терминологии. В Европе провизором называют помощника фармацевта, профессионала с высшим профильным образованием. У нас же фармацевтов выпускают средние специальные учебные заведения (медицинские колледжи и училища). А вот чтобы стать провизором, необходимо не только закончить соответствующую магистерскую специальность, но пройти интернатуру и курсы специализации. Несмотря на значительную разницу в уровнях подготовки, функциональные обязанности аптечных работников фактически не отличаются. Многие работодатели, решив пойти по пути наименьшего сопротивления, из сложившейся ситуации вышли довольно просто, окрестив персонал аптек «провизорами-фармацевтами». Во всяком случае, именно такие названия вакансий все чаще фигурируют в объявлениях о свободных должностях.
Но какое бы образование не имел аптечный работник, его карьера начинается у «первого стола» — окошка-прилавка, где он продает готовые медпрепараты и консультирует посетителей. Конечно, прежде чем давать советы по приему тех или иных средств, нужно хорошо разбираться в их фармакологических свойствах, возможных побочных эффектах и противопоказаниях, существующих аналогах и заменителях. Чтобы овладеть столь широким спектром сведений, недостаточно вызубрить аннотации к лекарствам (да с учетом их огромного количества сделать это практически невозможно). Для понимания химических и физиологических процессов, лежащих в основе действия препаратов, понадобится более фундаментальная подготовка, получить которую можно только в учебных заведениях, под руководством опытных преподавателей и наставников.
Неполное высшее образование по фармации дает Киевское медицинское училище №2. «Заработав» диплом младшего специалиста, реально претендовать на место практически в любой аптеке. Полученных в вузе знаний и навыков будет достаточно, чтобы готовить лекарства по индивидуальным рецептам (хотя в современных аптеках это делают все реже), оценивать качество препаратов, проводить простейшие бухгалтерские расчеты и вести учет хозяйственных операций. К тому же учащихся знакомят с фармакотерапевтическими свойствами медикаментов, методиками ценообразования на товары, а также действующим законодательством по охране здоровья.
Более разносторонняя и углубленная подготовка по фармакологическому профилю — прерогатива высших учебных заведений III-IV уровней аккредитации, как государственных, так и частных. Например, фармацевтического факультета ведущего вуза страны «врачебной» сферы Национального медицинского университета имени А. А. Богомольца, студенты которого изучают немало узкоспециальных дисциплин. Прежде всего, способы создания лечебных средств (а это как биофармацевтические аспекты технологии готовых препаратов, так и аптечная, и промышленная технологии лекарственных форм). В учебном расписании — фармакология и медицинская рецептура, клинические фармакология и фармация. На занятиях по медицинской информатике, информационным технологиям и компьютерному моделированию рассматриваются принципы организации и экономики фармации, а также возможности компьютеризации отрасли. Конечно, не обходится и без общемедицинских предметов: паразитологии и генетики, биологии и физиологии с основами анатомии. Но ведущее место в подготовке молодых специалистов занимает королева медицинских наук — химия: фармацевтическая, органическая, токсикологическая, биоорганическая, биологическая, бионеорганическая, аналитическая, физическая, коллоидная, физико-коллоидная.
А вот в Медицинском институте Украинской ассоциации народной медицины наравне с официальной изучается еще и народная медицина. В частности, фитотерапия (лечение с помощью растений и других природных препаратов), гомеопатия (в основе — принцип лечения «подобное подобным»), иридодиагностика (по радужной оболочке глаза) и фармакогнозия (лекарственное сырье растительного и животного происхождения).
Но, конечно наиболее полное представление о фармацевтической отрасли дают в профильном Национальном фармацевтическом университете. Среди традиционных специальностей достаточно новая — клиническая фармация (введена в 1998 году), позволяющая работать не только «за первым столом», но в поликлинике и больнице в качестве помощника лечащего врача. Изучение этой сложной науки раскрывает принципы совместимости лекарственных препаратов, методы оценки их эффективности, прогнозирования развития побочных действий, возможных путей коррекции схемы лечения, а также проведения исследований медикаментов. Именно таких профессионалов сегодня очень не хватает в аптеках!
Побочные эффекты
Несмотря на столь широкий спектр возможностей для обучения фармацевтов «на высшем уровне», далеко не каждый работник аптеки отвечает высочайшим профессиональным требованиям. Проведенное Национальной медицинской академией последипломного образования имени П. Л. Шупика в рамках проекта по разработке социально-профессиональных компетенций в области подготовки провизоров анкетирование показало довольно неожиданные результаты. Как оказалось, более 30% специалистов со стажем (свыше трех лет) не принимают во внимание особенности общения с покупателем (культурные, лингвистические, религиозные и т. п.). Более того — использовать принципы фармакоэкономики, прогнозировать возможности появления побочных действий препаратов, повышать уровень медицинской грамотности пациентов, соблюдать правила оборота наркотических, психотропных лекарственных средств… Неудивительно, что для многих наркозависимых аптеки давно стали основной точкой приобретения психостимуляторов и «сырья» для их кустарного изготовления. Например, некоторые столь популярные препараты «от простуды и гриппа» в процессе нехитрых манипуляций могут превращаться в сильнодействующее наркосодержащее снадобье. Поэтому компетентность в вопросах этики, психологии и технике продажи в профессиональном становлении провизоров значит ничуть не меньше, чем высшее образование.
Возможностей для профессионального роста у провизоров сегодня более чем достаточно. Это курсы общего и тематического усовершенствования, разнообразнейшие стажировки, предаттестационные циклы, последипломная специализация, подготовка к аттестации на соответствующую квалификационную категорию. Пройти такую подготовку можно на кафедре организации и экономики фармации Национальной медицинской академии последипломного образования имени П. Л. Шупика или в Институте повышения квалификации специалистов фармации. Немалой популярностью пользуются циклы тематического усовершенствования «Актуальные вопросы деятельности специалиста по отпуску и применению лекарств» и «Современные аспекты производства, отпуска и применения лекарственных препаратов».
Многие фармкомпании и сети аптек, заботящиеся о постоянном повышении уровня сотрудников, не ограничиваются даже этим и постоянно организовывают корпоративные тренинги и обучающие мастер-классы. Как правило, занятия посвящаются развитию навыков продажи, коммуникативных умений, эффективным приемам общения с клиентами. Традиционно многие аптекари (особенно старой закалки) морально не готовы признать себя не только работниками сферы здравоохранения, но еще и продавцами. Подобная точка зрения становится источником серьезных проблем. Если первостольник не в состоянии не только определить потребности посетителя и задать наводящие вопросы, но и разговаривать приветливо, вряд ли это будет способствовать формированию позитивного имиджа аптеки в целом и росту продаж в частности. Высокопрофессиональный фармацевт обязан знать основы психологии и конфликтологии, уметь проводить правильную презентацию средства, грамотно работать с возражениями, не говоря о применении эффективных схем продажи медпрепаратов. К сожалению, даже на самом лучшем фармацевтическом факультете всем этим премудростям не учат… Поэтому принцип непрерывного профессионального развития (continuing professional development, CPD), введенный «в обиход» Всемирной федерацией медицинского образования, должен стать жизненным кредо каждого провизора.
Обучение для провизоров и фармацевтов |
Учебное заведение/
тренинговый центр |
Специальность/
содержание обучения |
Координаты |
Неполное высшее образование |
Киевское медицинское училище №2 |
фармация |
г. Киев
ул. Академика Белецкого, 16
тел. (044)483-1181 |
Высшее образование |
Национальный медицинский университет имени А. А. Богомольца |
фармация |
г. Киев
бульв. Шевченко,13
тел. (044)224-4062, 224-4062 |
Национальный фармацевтический университет |
фармация;
клиническая фармация; технология фармацевтических препаратов;
технология парфюмерно-косметических средств;
производство фармацевтических препаратов |
г. Харьков
ул. Пушкинская, 53
тел. (0572)47-0164, 14-2540 |
Медицинский институт Украинской ассоциации народной медицины |
фармация |
г. Киев
ул. Толстого, 9
тел. (044)224-9992, 238-6858 |
Последипломное образование |
Национальная медицинская академия последипломного образования имени П. Л. Шупика |
провизор-организатор;
провизор общего профиля |
г. Киев
ул. Дорогожицкая, 9 тел. (044)205-4989, 467-1415
|
Институт повышения квалификации специалистов фармации |
клиническая фармация;
технология фармацевтических препаратов |
г. Харьков
пл. Восстания, 17 тел. (057)732-5853 | |