Не мимо кассы
Несмотря на то, что зарплатные карточки лишили места не одного кассового работника, без специалистов этого профиля по-прежнему невозможно представить ни торговую сеть, ни банковскую структуру. Два вида кассовой деятельности настолько популярных на рынке труда, насколько и отличающиеся другу от друга. Но речь сегодня пойдет не только и не столько об отличиях и ньюансах. Все внимание центральной фигуре — кассиру.
С представителями этой профессии мы сталкиваемся чаще, чем с кем бы то ни было. Прибегаем к их услугам ежедневно: в кино и на вокзалах, на работе и в банках, в пунктах обмена валюты и в супермаркетах, в клубах и на дискотеках. С радостью отдаем им кровно заработанные купюры в обмен на товар, услугу, билет, развлечение, улыбку благодарности и неизменное «Спасибо, приходите еще!».
Что ни говора, а действительно кассир кассиру — рознь, и по роду деятельности, и по выдвигаемым к соискателям требованиям.
Касса — конечный этап путешествия по миру услуг и товаров, и именно от кассира зависит, вернется ли вновь покупатель в павильон, бутик, супермаркет еще раз или предпочтет более «приветливое» место.
Практика показывает, что лучшими кассирами становятся женщины — именно они быстрее находят общий язык с клиентом, ведь далеко не все мужчины способны проявлять чудеса терпения и дипломатии во время возможных недоразумений и конфликтных ситуаций.
Тенденция распространяется не только на сотрудников супермаркетов, но и на работающих по другим направлениям, например, кассиров кинотеатров, клубов, игровых залов, железнодорожных касс и др.
Почти все работники единодушны во мнении, что в их профессии главное — внимательность. Еще бы!
Ведь при заключении трудового договора соискатель, прошедший стажировку и испытательный срок, подписывает документ, обязывающий его нести материальную ответственность. Другими словами, мечтательный кассир представляет потенциальную опасность, прежде всего для себя самого: возможные недостачи по кассе придется восполнять из собственного кармана. Отсутствие «малости» — корректности в работе с цифрами — становится непреодолимым препятствием на пути в профессию. Одна девушка, например, просто вынуждена была оставить все попытки стать кассиром, где бы то ни было, несмотря на умение говорить, коммуникабельность, лояльность к клиентам и огромное желание получить вакантное место.
По ту сторону кассового аппарата
В глазах нанимателя успешный кассир — это целый коктейль достоинств, главные ингредиенты которого (кроме знания контрольно-кассового аппарата и умения быстро считать деньги) хорошо развитые счетно-аналитические способности, высокий уровень сосредоточенности, хорошая оперативная память, наблюдательность, усидчивость, ответственность, умение общаться с людьми и завидная способность к однообразному труду.
Огромные суммы, ежедневно вращающиеся в финансовом мире, естественно, требуют счета и контроля. Здесь и рождается спрос на специалистов, способных часами складывать, вычитать и умножать огромные числа. Без специально подготовленного работника невозможно представить успешную деятельность любого без исключения заведения.
Кассир по работе с валютой легко найдет место в отделении коммерческого банка или пункте обмена валют. И дело даже не в том, что финансовых организаций сейчас более чем достаточно. Спрос на профессию носит специфический характер: серьезный работодатель стремится взять на ответственную должность сотрудника, постоянно проживающего и, что немаловажно, прописанного в этом же городе, поэтому о конкуренции со стороны приезжих не может быть и речи. Кроме того, немало обменных пунктов работают круглосуточно, где по штату задействованы три кассира. И получение такой должности для хорошо подготовленного специалиста особого труда не представляет. Суть совершаемых в течение дня операций, как правило, строго регламентирована и определяется такими привычными для всех нас понятиями: тип валюты и курс. Из этих краеугольных понятий и состоит пакет требований предъявляемых работнику и степень материального поощрения. Но обо всем по порядку.
Вопросы и ответы
Первый вопрос к претендентам на вакансию кассира — опыт работы. Если он есть, особых профессиональных навыков и специального образования работодатель не требует: лишь 50% работающих имеют «корочку» об окончании курсов продавца-кассира. Хотя, по большому счету, в эту профессию можно прийти и без опыта и образования — в крупных торговых сетях для новичков организовывают обучающие курсы и стажировки от 3-х до 7 дней. За это время несведущих обучают премудростям обращения с кассовым аппаратом, знакомят с прямыми обязанностями и особенностями работы в зависимости от специализации. Все это включает приобретение навыков быстро и правильно производить расчет с покупателем: подсчитывать стоимость покупки или услуги, получать деньги, пробивать чек, выдавать сдачи. За этот срок новенькие успевают научиться проверять исправность ККМ, осуществлять заправку контрольной и чековой ленты, записывать показания счетчиков и устранять мелкие неисправности кассового аппарата.
Ищут — и что примечательно находят — кассиров, как правило, собственными силами. В магазинах распространенный вариант — повышение работающего продавца. Если подходящего кандидата на должность не предвидится, размещают в СМИ объявление об открытии вакансии. Часто такие обращения можно увидеть и непосредственно в магазинах. А вот банковские учреждения к такому способу подбора персонала относятся осторожно, хотя специалисты в финансовой сфере востребованы не менее, чем в торговой
Идеальный возраст — 25-30 лет. Работодатели объясняют это тем, что молодые соискатели психологически не готовы к стрессовым ситуациям и достаточно конфликтной работе (покупатели, сами понимаете, бывают разные). Хотя, по наблюдениям, за кассой можно увидеть как 20-летних, так и 40-летних.
За период испытательного срока, который длится, как правило, от 2-х недель до месяца, работодатель имеет возможность присмотреться к соискателю. И самое главное в этот период для претендующего на должность — проявить себя с лучшей стороны, в частности, доказать состоятельность работать не только с числами, но и с людьми. Этика профессионального общения с клиентом, пожалуй, второе главное условие успеха в профессии.
«Неграмотная речь на рабочем месте или еще хуже суржик просто недопустимы, — комментирует работу подопечных старший администратор кинотеатра «Линия кино» Кира Бокотей. — Мы можем закрыть глаза на то, что сотрудник прописан не по месту жительства или работы, но предъявляем высокие требования к коммуникативным способностям кассиров. Во время стажировки и испытательного срока новички должны показать себя с лучшей стороны, обязательно быть готовым к диалогу со зрителем, уметь анонсировать фильмы, демонстрируемые в кинотеатре. «Классный фильм, сходите обязательно!»
Чего и «скока»
Диапазон заработной платы достаточно широк и колеблется в зависимости от специализации и специфики работы. Начинающий кассир без опыта может рассчитывать на 150–200 у.е. Самые высокие оклады у сотрудников неторговых предприятий, казино, игровых залов — 400-600 у.е. В продуктовых магазинах и супермаркетах — 300 у.е. Менее распространенный вариант оплаты — ставка плюс процент от выручки.
Требования к личным и профессиональным качествам валютных кассиров, о которых уже упоминалось, включают компьютерную грамотность. Специалист обязан уметь отличать «по науке» фальшивые деньги, разбираться в степенях защиты валют разных государств, уметь работать с дорожными чеками и кредитными картами. Средняя зарплата на которую вправе может рассчитывать кассир с опытом — 400-500 у.е. в месяц.
Многогранность деятельности и возможность обучения на рабочем месте делает эту специальность очень популярной среди молодежи и соискателей среднего возраста. Даже вопреки тому, что данная деятельность является достаточно монотонной и однообразной, хоть и не связана с физическим трудом.
Возможно благодаря тому, что стремительное развитие экономики определило переход профессии кассира в категорию рабочих – то есть нужных и невероятно востребованных.
И, в конце концов, это отличный старт для финансовой сферы. Карьерные ступени строятся по схеме «кассир — старший кассир — бухгалтер-кассир или бухгалтер». Но это — уже другая история.
Технический прогресс не стоит на месте, и ходят слухи, что в будущем профессия может утратить актуальность. Не так давно в Германии открылся супермаркет будущего, одно из новшеств которого — отсутствие кассиров: на выходе из магазина покупатель сам выполняет все необходимые функции на кассе самообслуживания.
Но пока нам до такого прогресса далековато, поэтому профессия будет еще долго востребована на рынке труда: требования к соискателям, безусловно, будут расти, а значимость — увеличиваться.
Плюсы |
Минусы |
Высокая степень востебованности |
Материальная ответственность |
Разнообразие специализаций |
Монотонность и однообразие |
Возможность трудоустройства без специального образования и опыта |
Необходимость повышенной концентрации внимания |
Бесплатное обучение |
Конфликтные ситуации |
Контроль эмоций |
Контроль эмоций | |