Запарки в таксопарке Что отличает официально работающую службу такси от «теневых» перевозчиков? Так называемых «бордюрщиков» (таксистов-одиночек, которых как магнитом, притягивают места большого скопления людей), «бомбил», «грачей» и «огурцов» (горожан, регулярно или не очень выезжающих на собственных автомобилях с целью подработать частным извозом)? Верно, наличие службы заказа, избавляющей от необходимости останавливать безнадежно проносящиеся мимо автомобили, отчаянно размахивая руками.
«Развязывать» транспортные узлы столицы и «по совместительству» служить путеводной звездой для таксистов не зависимо от времени суток призваны диспетчеры. Или, на языке должностной инструкции: «Специальные сотрудники, ответственные за получение и передачу сообщений, слежение за передвижением транспортных средств и осуществляющие записи всей поступающей информации. В обязанности диспетчеров входит получение информации о вызовах и координация действий водителей». Бумага сия и составлена хорошо, и записано все правильно и верно, но давайте разберемся… Действительно, к скупой канцелярской информации так и просятся дополнения. Впрочем, обо все по порядку. Еще несколько десятилетий назад весь таксопарк принадлежал государству. Соответственно, ни о какой конкуренции и речи не шло, да и количество машин с шашечками не могло обеспечить потребности пассажиропотока. Желающие «эх, прокатиться!» могли часами простаивать на дороге в тщетной надежде «поймать» мерцающую зеленым огоньком «Волгу» ГАЗ 2411 (именно такая марка автомобиля повсеместно эксплуатировалась в качестве такси конца прошлого века). Дождавшись от водителя классически незабвенного: «Моя смена закончилась. Еду в парк», — сменить гнев на милость могла заставить его только фраза: «Плачу два счетчика» (или в качестве альтернативы пешей прогулке предлагалось сомнительное удовольствие поколесить по городу вместе с парочкой уже сидящих в салоне пассажиров). Ситуация в корне изменилась после ряда политических и экономических пертурбаций, когда на смену потерпевшей крах во многих отраслях системе государственной пришла частная собственность, а с ней и конкуренция. Теперь уже не таксист «заказывает музыку» (как в былые времена), а клиент, который хочет качественного обслуживания, гарантий безопасности, легальности оказываемых услуг и надежности. Словом, выбирает из множества вариантов транспортные средства на свой вкус, потребности и даже кошелек. И в такой конкурентной борьбе работодатели (они же владельцы бизнеса) делают самые крупные ставки на сервисную службу приема заказов, лицом которой являются «барышни на телефоне». А что стоит на кону? Посмотрим. Но с точки зрения диспетчеров.
Историческая справка: Предтечами современных таксистов можно с уверенностью назвать ямщиков и извозчиков, которые целый век исправно доставляли пассажиров в пункты назначения на работящих конячках. Автомобили со счетчиками (таксиметрами) впервые выехали на улицы Лондона в марте 1907 года. Эти устройства, измеряющие пройденное автомобилем расстояние, избавили пассажиров и водителей от утомительных споров по поводу оплаты за проезд и, по сути, послужили названием для стремительно развивающегося вида транспорта — таксомотора, впоследствии просто такси (от фр. «taxe», что означает «плата»). Внешнее отличие такси от других автомобилей (шахматная полоска по бокам кузова и световой сигнал — зеленый и желтый) было введено только в 1948 году.
«ТАКСИ, ТАКСИ, ВЕЗИ, ВЕЗИ…» Канули в лету времена, когда «наши люди в булочную на такси не ездили», сегодня пассажирам авто с шашечками вполне по карману (а многие даже охотно пользуются предложением) приобрести персональные карты с 5-ти или 10-процентными скидками. Сервис, некогда бывший ненавязчивым, ныне подразумевает прием заказов в любой точке города и области, предлагая целый спектр разнообразнейших услуг: от доставки продуктов на дом до заказа такси по Интернету. Только в столице круглые сутки борются за клиентов 38 официально зарегистрированных служб такси (без учета нелегальных извозчиков, сосчитать которых не представляется возможным). И в нелегкой конкурентной борьбе едва ли не самые главные фигуры — диспетчеры. Их обязанность — любой ценой не упустить клиента, отыскать свободную машину и в кратчайшие сроки «подать к трапу» по указанному адресу (не позабыв назвать тариф за проезд). Ведь, как говорит статистика, сегодня большая доля заказов (а значит и прибыль) в службах такси поступает именно с домашних телефонов (см. диаграмму). Самое время поинтересоваться подобно герою рязановской комедии: «А насколько мне будет хорошо от этой суммы?» Чтобы диспетчеры не теряли бодрости духа и голоса (что не менее важно), в любое время дня и ночи отвечая на телефонные звонки нечто вроде: «Служба такси *** рада приветствовать вас!» — многие работодатели добавляют к окладу «девушек на телефоне» в среднем 3% от суммы принятых заказов, тем самым мотивируя любить потенциальных клиентов компании пуще прежнего. Но, прежде чем отправлять резюме кадровикам, стоит ознакомиться с рейтингом служб такси (естественно, чем популярнее фирма, тем больше у нее заказов). Полезно поинтересоваться парком автомашин (информацию о количестве автомобилей, которыми располагает предприятие, можно найти в Интернете): чем больше машин, тем легче справляться с поиском свободного авто, сократив время ожидания клиента. К тому же преобладание в автопарке новеньких иномарок свидетельствует о том, что дела в организации идут далеко не худшим образом. И обязательно обратите внимание на… телефонный номер компании. Увы, именно такой, казалось бы, не столь значимый в иных сферах фактор как набор цифр может сыграть роковую роль в решении клиента вызвать такси или нет. Все просто: большая часть целевой аудитории не утруждает себя запоминанием телефонных номеров сервисных служб (разве только если они предельно просты: например, трехзначные или повторяющиеся подряд 7 цифр). Недаром за «золотой номер» выкладывают телефонным компаниям баснословные суммы. И если (как в бородатом анекдоте) вы вышли замуж на две третьих, (то есть невеста согласна, родители невесты тоже, осталось уговорить жениха), посмотрим, какой соискатель на вакансию диспетчера может заинтересовать службу такси.
ТРУБА ЗОВЕТ Оговоримся сразу, речь пойдет исключительно о соискательницах. Причем, в возрасте от 20 до 45 лет (требование характерное для 80% объявлений). И дело вовсе не в поголовной дискриминации работодателями мужской половины человечества — просто исторически сложилось, что сильный пол на позицию «барышни на телефоне» и калачом не заманишь. Ну и ладно, нам больше достанется. Еще одним общим требованием является обязательное отсутствие «фифектов фикции», грамотная речь и навыки пользователя при работе с компьютером.
«Уже с таким активом вы сможете устроиться на позицию диспетчера, потому что необходимым профессиональным навыкам вполне можно обучиться на практике, — комментирует Елена Афонина, диспетчер столичной службы такси. — К примеру, практически все диспетчеры службы заказов работают с программным продуктом «Такси Диспетчер». Такой программно-технический комплекс позволяет создавать базы данных, контролировать заказы, автоматически определяет цену проезда и выполняет массу операций, облегчающих работу пользователю. Версию этого результата бессонных ночей программистов можно совершенно бесплатно скачать в Интернете, чтобы убедиться, что работа с режимом АРМ (автоматизированное рабочее место) не так уж сложна, как может показаться на первый взгляд» (никому не доверяющий на слово автор лично пробовал, дабы не вводить читателя в заблуждение). Если такой возможности нет, не переживайте, большинство компаний предлагают соискателям бесплатное обучение во время стажировки, которая обычно длится пару недель. Тогда же изучите карту Киева и тарифы. Если уровень организации службы такси несколько выше среднестатистического (к примеру, в перечне услуг значатся поездки в эксклюзивных лимузинах), то список требований будет дополнен запросами о наличии высшего (или неполного высшего) образования, знании языков, делового этикета, опыта работы по специальности не менее года, знании города. График обычно посменный (12-часовой): с 9 утра до 9 вечера или наоборот. Минимальная зарплата начинается с отметки в 1000 грн плюс проценты. В перспективах карьерного роста — должность старшего диспетчера (есть только в крупных фирмах), начальника диспетчерской службы. И все это, заметьте, при минимальных требованиях для трудоустройства. А где же минусы? Есть и они.
ОТ ЗВОНКА ДО ЗВОНКА Более всего досаждает диспетчерам (в основном юным и энергичным девушкам) необходимость проводить 12 часов кряду «на привязи». Это относится и к обеденному перерыву — «без отрыва от производства». А если потребуется ненадолго покинуть рабочее место, то это возможно только при условии, что кто-то из коллег «прикроет» собой амбразуру на время. Если вы думаете, что в ночную смену можно будет свободно прикорнуть в офисе на диванчике, то совершенно напрасно: телефон «разрывается» круглосуточно. Да и диванчика в центре обработки вызовов, между нами говоря, нет. Любая смена, как дневная, так и ночная проходит довольно насыщенно: за дежурство может поступать до 200 заказов и более (зависит от популярности службы такси в народе). Пиковая активность приходится на вечернее («с работы домой») и утреннее время («по рабочим местам»), и примерно на 3 часа ночи, когда «золотая молодежь» покидает стены ночных клубов или ресторанов. Не стоит забывать, что работа предполагает практически непрерывное общение в максимально доброжелательном «режиме». Нередки ситуации, когда в последнюю минуту клиент отменяет заказ или, еще хуже — делает это, не предупреждая. Сетуют диспетчеры и на то, что руководство служб такси часто проявляет «однобокую справедливость». К примеру, если водитель пожалуется, что диспетчер дал неправильный вызов — штрафуют. А жалоба на водителя оставляется без внимания: берегут кадры, в буквальном смысле привозящие в компанию прибыль. Плохо, если у диспетчера складываются плохие отношения с водителем. Но еще хуже, если эти отношения… хорошие. Руководство всячески препятствует «краже» заказов. Такое бывает, когда водитель, ставший «любимчиком» диспетчера получает более выгодные варианты. За такую благосклонность можно запросто лишиться работы. А что в перспективах? По прогнозам журнала Forbes, через 20 лет профессия таксиста станет неактуальной: такси вытеснят дирижабли. А вот диспетчеры будут по-прежнему востребованы. Ведь, кто же, кроме них, сможет развязывать транспортные узлы, пусть даже «завязанные» в воздухе?
Плюсы |
Минусы |
Большую часть работы выполняет умная программа |
Общение с конфликтными, неуравновешенными, нетрезвыми клиентами |
Совершенствование коммуникативных навыков, навыков ведения переговоров |
Ощущение «прикованности» к рабочему месту |
Возможность трудоустройства без специального образования и опыта работы |
Возникновение аллергии на телефонные звонки |
Чувство удовлетворенности при возможности помочь клиенту |
Эмоциональная усталость, выгорание | |