Звезда украинской сцены никогда не училась театральному искусству…
«Наша Украина слишком бедна, чтобы ее можно было покинуть. Я слишком люблю мою Украину и ее театр,
чтобы принять это предложение». Таков был ответ Марии ЗАНЬКОВЕЦКОЙ Алексею Суворину, российскому литератору и книгоиздателю на вопрос, «почему она не хочет осчастливить российскую сцену — перейти примадонной в Малый театр».
|
Сценический костюм Марии Заньковецкой | |
«Страшная сила» — так лаконично и страстно определил суть артистического дарования Марии Заньковецкой проницательный Антон Павлович Чехов. Она дебютировала 15 октября 1882 года в Елисаветграде в первой профессиональной украинской труппе Марка Кропивницкого в роли Наталки Полтавки, и с того дня никогда не покидала театр. Это было не просто призвание, выбор дела всей жизни Заньковецкой был предопределен свыше: она никогда не обучалась актерскому мастерству, не обладала и экстраординарной внешностью, но была наделена колоссальной интуицией и уникальным драматическим темпераментом. Она не учила и не читала партитуры ролей, а словно сердцем проникала в суть персонажей, начиная жить их жизнью. Ее героини своими жизнями словно выводят формулу человеческого бытия: кротость, тихое смирение перед судьбой и искренняя благодарность за долгожданное счастье. Игра и вся жизнь Заньковецкой олицетворяли эту духовную идею. Возможно, поэтому она, в общем-то, осталась безучастной к классическому репертуару, не сыграв ни античных трагиков, ни Шекспира, ни Мольера. Неловко чувствовала себя и в романтических ролях. Вероятно поэтому, отказалась и перейти на помпезную, напыщенную императорскую сцену, хотя это и сулило ей немалые блага. Парадоксально, но, как отметил Лесь Танюк, ни один украинский автор не написал книгу о Марии Заньковецкой, а ведь она была первой украинской артисткой, удостоенной звания «народной». И, возможно, эта книга и не может быть написана никогда, ведь главное в биографии артиста — не даты и события, а сыгранные образы, которые передать никакими словами невозможно, которые можно только прожить на сцене... Так же, как и научиться чувствовать чужую жизнь настолько глубоко, чтобы в течение всей артистической карьеры, заставляя зрителей сопереживать происходящему на сцене, искренне побуждать их плакать и смеяться…
|