Вербальное общение
Сложно ли найти подходящего кандидата на вакантную должность? Казалось бы, достаточно разместить объявления на специализированных Интернет-порталах и в изданиях по трудоустройству — и дело сделано! Буквально в считанные дни на вас посыплется град телефонных звонков соискателей: знай только, выбирай! Но тут-то и начинаются первые и, надо сказать, не единственные трудности подбора персонала. И оперативно справиться с ними под силу лишь компетентному рекрутеру, который о тонкостях «наемного» бизнеса знает отнюдь не понаслышке...
Руководители западных компаний давно осознали выгоду, получаемую от работы профессионалов по подбору персонала. Скажем даже больше: ее тщательно подсчитали и выразили в денежном эквиваленте. По словам экспертов, годовой доход, приносимый рекрутером международного класса, исчисляется миллионами долларов! Конечно же, похвастаться такой эффективностью может далеко не каждый специалист. Главным образом, из-за отсутствия знаний и умений, так необходимых для построения успешной карьеры. Кстати, о профильной подготовке. Западные стандарты ведения бизнеса традиционно ставят рекрутинг в один ряд с консалтинговыми услугами. Поэтому в США и странах Европы работать в сфере найма кадров имеют право лишь далеко не молодые профи с солидным стажем в области активных продаж, ведения бизнеса и т. п. В нашей же стране действует несколько иная схема. Случается, что в отечественных компаниях на позицию менеджера по подбору персонала берут даже «неоперившихся» специалистов, не имеющих практического опыта. Среди объективных причин — реалии современного рынка труда, а именно, нехватка кадров для бурно развивающейся сферы рекрутинга. Впрочем, такое положение вещей вовсе нельзя считать провальным. Ведь профессионализм начинающих рекрутеров складывается из качественного уровня полученного высшего образования и способности к постоянному обучению.
В строке поиска Мнение, что стать эффективным менеджером по подбору персонала вполне возможно и без специальной подготовки, не более чем миф. Хотя ни один отечественный вуз не выдает дипломов по данной специальности, работать в сфере найма практически невозможно без определенных профессиональных умений и навыков. Вот тут-то и возникает проблема, ведь многие начинающие рекрутеры считают, что вполне могут обойтись и без профильного обучения. Мол, зачем зря тратить время, силы и деньги, ведь найти кандидатов, прочитать резюме, провести собеседование — это так просто! Благо, под рукой есть Интернет, журналы и газеты по трудоустройству… Но результат подобного заблуждения может быть очень плачевным. — Амбициозному и уверенному в себе новичку работа по подбору персонала кажется простой и незамысловатой, — рассказывает ведущий рекрутер и бизнес-тренер Агентства активного рекрутинга «Навигатор» Наталья Биц. — Проведет такой нерадивый менеджер полуторачасовое «собеседование» — и доволен тем, как ему удалось разговорить кандидата. Но в итоге оказывается, что никакой полезной информации из «приятного общения» вынести не удалось! Как же тогда писать отчет, а главное — ответить на многочисленные вопросы заказчика?! «Почему вы решили, что кандидат подходит на вакантную должность? С чего взяли, что он хороший руководитель (продавец, бухгалтер, технолог)? Вы уверены, что соискатель совместим с нашим коллективом и безопасен для компании и что не уволится так же быстро, как с предыдущего места работы?» Вот и получается, что грамотное профессиональное собеседование — далеко не обычная дружеская беседа, и тонкостям его проведения нужно учиться! По словам специалистов КА «Навигатор», у собеседования есть особые задачи, стадии, приемы, техники... Оказывается, важно знать, что спросить, как и когда. Необходимо учитывать, что ответил кандидат (социально желаемая информация), о чем умолчал (истинная информация), каков эмоциональный фон ответа, интонация, поза, мимика… — Цена ошибки горе-рекрутера очень велика. Особенно, если говорить о рекрутинге топ-менеджеров или редких специалистов. В лучшем случае, это уволенный после испытательного срока «не тот» кандидат. В худшем — пропущенный (не найденный вовсе, «забракованный» или неумело мотивированный на собеседовании) достойный соискатель, которого «подхватили» конкуренты и сделали рывок в развитии бизнеса. Конечно же, промахи рекрутеров не столь заметны, как «проколы» руководства, главного бухгалтера или технолога, но расплачиваться за них, увы, приходится не менее дорогой ценой...
Из реальных резюме … — «Приобрела навыки в приеме и обработке информации по факсу». — «Сверхкоммуникабельная, в меру инициативная, в достаточной степени ответственная». — «Порядочность, коммуникабельность, ответственность, не курю и не курила». — «В быту скромен, морально стоек». — «Резюме соискателя на должность «энергичного менеджера». — «Владею современным русским языком». — «Хочу и могу работать больше и лучше, поэтому предлагаю вашей фирме себя». — «Гарантирую лояльное отношение к фирме». — «Интересы: путешествия, кроссворды, головоломки, красивые девушки». (По информации кадровых агентств).
Как на подбор Итак, профессиональная подготовка обязательно должна быть в арсенале рекрутера! Прежде всего, это касается высшего образования. А вот какого профиля — вопрос дискуссионный. Хороший менеджер по подбору персонала должен понимать бизнес и сферу деятельности своего работодателя (клиента), уметь анализировать рынок труда, разбираться в психологии соискателя и выявлять его истинные профессиональные качества… Поэтому ему необходимы довольно разносторонние знания: экономики, маркетинга, менеджмента, психологии, прямых продаж… Как правило, успешные «наемщики» имеют психологическое образование, подкрепленное вторым дипломом по менеджменту, или же экономическое (как вариант — техническое) и последипломное психологическое. В любом случае, вузовская база совершенствуется в ходе разнообразнейших тренингов (по продаже, хендхантингу, нейро-лингвистическому программированию и т. п.). У большинства крупных отечественных компаний (численностью от 2000 сотрудников) есть корпоративные университеты, которые, собственно, и занимаются подготовкой специалистов по схеме: стажировка (с элементами наставничества) + внутренние тренинги (их проводят как наиболее успешные рекрутеры, так и штатные тренеры). В одной из российских кадровых компаний предусмотрен интенсивный «внутренний» трехдневный курс «молодого бойца», предполагающий изучение корпоративной культуры, электронной базы данных, введение в рекрутмент. Для более опытных сотрудников организовываются внешние тренинги, параллельно используется система стажировок. С одной стороны, внутреннее обучение довольно выгодно с финансовой точки зрения. С другой, имеет немало минусов. Ведь, обучая новичка, наставник отвлекается от основной работы, а позволить себе штатного тренинг-менеджера может далеко не каждое агентство! Поэтому наиболее приемлемым вариантом решения проблемы остается обучение молодых рекрутеров на специализированных тренингах. Интересно, что тренинги по рекрутингу — относительно новый «продукт» для украинского рынка образовательных услуг, который предлагают лишь немногие тренинговые компании. Кроме этого, подготовкой «вербовщиков персонала» занимаются и фрилансеры (бизнес-тренеры, бывшие руководители HR-департаментов компаний). К сожалению, 99% подобных учебных мероприятий проводятся в столице, в регионах же пока это редкость (только в крупных городах: Луганске, Харькове, Днепропетровске, Запорожье, Донецке, Одессе, Львове). Тематика таких тренингов довольно разнообразна. Они могут быть адресованы как внутренним рекрутерам (HR-менеджерам), так и внешним (сотрудникам кадровых агентств). Некоторые программы охватывают полный цикл рекрутинга и рассчитаны на 2-10 дней («Успешный менеджер по персоналу», «Школа управления персоналом», «Школа рекрутера»). Но большинство освещают один из множества аспектов и длятся не более двух дней (например, «Ситуационное интервью по компетенциям», «Проективные методы в подборе персонала», «Как внедрить систему комплексной оценки персонала»).
Мнение…
Наталья Биц: «Стать рекрутером может далеко не каждый, а только кандидат с определенными врожденными (базовыми ) качествами и (что немаловажно!) прошедший специальное обучение. Ведь профессиональная подготовка важна для него так же, как и для любого другого специалиста: бухгалтера, технолога, менеджера…»
Школа рекрутера Сегодня на рынке тренинговых услуг можно найти несколько обучающих проектов под выразительным названием «Школа рекрутера». Каждый из них имеет свою специфику, но направлен на один результат — комплексную подготовку специалистов по рекрутингу. Так, программа компании Inter Consulting Group рассматривает рекрутинг как сферу бизнеса, учит поиску и привлечению партнеров, ведению деловых переговоров, анализу вакансий, ораторскому мастерству. Кроме этого, изучаются особенности резюме, модели интервью, а также такие понятия психологии как мотивация и потребности, личностный рост, типология личности. Курс предусматривает и практические занятия, получая полезный профессиональный опыт, слушатели могут попробовать себя в роли «наемщика». Специализированный тренинг из серии «Школа рекрутера» компании HR-Center обучает нескольким этапам работы менеджера по подбору персонала. Во-первых, нюансам процедуры поиска персонала. «Курсантам» рассказывают о тонкостях получения заказа от внутреннего клиента (то есть непосредственного начальства): какие вопросы стоит задавать руководителю, как оценить и уточнить полученную от него информацию и составить идеальный портрет кандидата. Обязательно рассматривают возможные методы поиска (объявления и прямой поиск), их преимущества и недостатки, технологию получения рекомендаций соискателей. Детально прорабатываются способы оценки кандидатов и полезные навыки проведения собеседования. Особенность обучения в «Школе рекрутера» Агентства активного рекрутинга «Навигатор» — в его практической направленности. Здесь ставка делается не на теорию поиска и оценки персонала, а на оттачивание навыков, необходимых HR-менеджеру и рекрутеру в повседневной работе. По словам Натальи Биц, каждый участник программы может быть уверен, что вместо «голых» знаний (они могут и вовсе не пригодиться!) апробирует сложные ситуации, над решением которых придется ломать головуежедневно. — Практически весь учебный процесс построен не на материале красивых «отшлифованных» домашних заготовок тренера, а реальных задачах, поставленных перед рекрутерами и «эйчарами». Мы считаем, что цель достигнута, когда слушатели выходят из школы, получив ответы на животрепещущие вопрос, и вместе с методичками и сертификатами уносят с собой «шпаргалки» с набросками вопросов и заданий к будущим собеседованиям, разработками «легенд» для поиска конкретных специалистов, бланки с психологическими (и не только!) методиками по оценке соискателей. Эти материалы уже в ближайший рабочий понедельник помогут им справиться с теми задачами, которые вызывали затруднение в прошедшую пятницу. Высшая оценка для нас звучит так: «Я теперь не просто ЗНАЮ, как это делать, а МОГУ это делать!» Интересно, что каждая группа, обучающаяся в Школе рекрутера «Навигатора», довольно «разношерстна». Это не только рекрутеры и «эйчары», но и психологи, руководители HR-департаментов, начальники отделов маркетинга, главные бухгалтеры, руководители юридических отделов, коммерческие директора, собственники бизнеса... Одни занимаются подбором персонала лишь несколько месяцев, другие — много лет. У каждого свои взгляды на рынок труда и рекрутинг в частности, что порождает множество споров и дискуссий. Но в этом есть и свои плюсы, ведь так разрушаются устоявшиеся шаблоны, открывается нечто новое даже в забытом старом. Ведь обмен опытом не заменить ни сотнями прочитанных книг, ни тысячами услышанных наставлений!
Школы рекрутеров |
Обучающая компания |
Детали |
Координаты |
Агентство активного рекрутинга «Навигатор» |
2 дня по 8-9 часов
1250 грн. |
ул. Гончара, 96, оф. 1
тел. 486-2004, 494-2663 |
Inter Consulting Group |
2 месяца, дважды в неделю |
ул. Госпитальная, 2, оф. 64
тел. 227-6132 |
HR-Center |
2 дня по 8 часов
1605 грн. |
тел. 492-9209, 494-2793 | |